Статья 355. Производство или распространение оружия массового поражения

.

Статья 355. Производство или распространение оружия массового поражения

Производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Комментарий к статье 355

1. Химическое оружие как средство ведения войны является противозаконным начиная с 1925 г. (протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 года). В 1993 г. также подписана Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. В соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении от 10 апреля 1972 г. бактериологическое (биологическое) оружие нельзя ни применять, ни разрабатывать, ни производить и накапливать, ни передавать, а его запасы подлежат уничтожению либо переключению на мирные цели.

2. Общественная опасность производства и распространения оружия массового поражения заключается в том, что в случаях межгосударственных или внутринациональных конфликтов создается реальная возможность их использования в качестве средства решения конфликта в пользу стороны, обладающей таким оружием, а это создает угрозу массовой гибели людей, заражения или уничтожения животного или растительного мира в регионе конфликта, к иным вредным для общества и окружающей природной среды последствиям.

3. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в осуществлении одного или нескольких из следующих действий:

производство химического, биологического или иного вида оружия массового поражения;

приобретение оружия массового поражения;

сбыт химического, биологического или иного вида оружия массового поражения.

4. Определение понятий "производство", "приобретение" или "сбыт оружия" см. в комментарии к ст. 222 и 223 УК.

5. В Законе РФ "Об оружии" от 13 декабря 1996 года <1> не дается определение понятия оружия массового поражения. Этот вопрос решается международным правом.

    --------------------------------

<1> СЗ РФ, 1996, N 51, ст. 5681.

 

6. При толковании понятия оружия массового поражения следует исходить из трактовки этого понятия, сформулированного ООН в 1948 г., как такого оружия, которое "должно быть определено таким образом, чтобы включать оружие, действующее атомным взрывом, оружие, действующее при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие и любое разработанное в будущем оружие, обладающее характеристиками, сравнимыми по разрушительному действию с атомным и другим упомянутым выше оружием".

7. К химическому оружию массового поражения относятся специально созданные и помещенные в средства хранения и доставки высокотоксичные химические соединения, пригодные для военного применения с целью поражения живой силы противника. Такое оружие характеризуется высокой токсичностью, вызывающей смертельное или тяжелое поражение живой силы противника, разносторонним токсическим действием (влияет на различные органы человека или животного), быстротой действия, повышенной проникающей способностью через обмундирование и кожу, а также дыхательные пути, отсутствием органолептических характеристик (бесцветностью, отсутствием запаха), трудностями к распознаванию.

8. К биологическому оружию массового поражения относятся специально созданные в военных целях и заражающие людей и животных возбудителями заболеваний бактериальные (холера, чума, проказа и т.п.) и патогенные (например, геморрагическая лихорадка, энцефалиты, оспа и т.д.) культуры (рецептуры), а также помещенные в особые средства доставки типа выливных авиационных приборов, генераторов аэрозолей различных типов базирования, в ракеты тактического назначения, артиллерийские снаряды, мины и тому подобные технические сооружения, а также путем использования переносчиков возбудителей болезней (клещей, комаров, крыс, хомяков, мышей и др.).

9. Под другими видами оружия массового поражения следует понимать ядерное и все другие виды оружия, которые обладают соответствующими характеристиками оружия массового поражения.

10. Как прямо указывается в ст. 355 УК, наказуемым в уголовном порядке признается производство, приобретение или сбыт только тех видов оружия массового поражения, которые запрещены международным договором РФ. Согласно Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 года <1> международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью ее правовой системы. Они - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

    --------------------------------

<1> СЗ РФ, 1995, N 29, ст. 2757.

 

11. Под международным договором Российской Федерации понимается "международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования" (п. "а" ст. 2 названного Закона о международных договорах).

Согласно п. "б" ст. 2 этого Закона ратификация договора, его утверждение, принятие или присоединение к нему означают в зависимости от случая форму выражения согласия РФ на обязательность для нее международного договора.

12. Россия является правопреемником СССР. Правопреемство РФ в отношении международных договоров связано с так называемым континуитетом, под которым понимается продолжение осуществления Россией предусмотренных в договорах прав и обязательств бывшего СССР. Континуитет России сложился с согласия других правопреемников СССР. Так, Совет глав государств СНГ решением от 22 декабря 1991 г. поддержал Россию в том, чтобы она "продолжала членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях", что означало продолжение участия России в Уставе ООН, являющемся международным договором, в соглашениях, на основе которых функционируют международные организации.

13. Субъектами данного преступления могут быть как лица, занимающие государственные должности РФ и ее субъектов, так и иные лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и обладающие вменяемостью.

14. С субъективной стороны это преступление может совершаться только при наличии прямого умысла. Мотивами данного преступления могут быть корыстные побуждения, карьеристские соображения и т.п.