Метод регулирования
.Метод регулирования
Имущественные отношения составляют предмет не только гражданского, но и ряда других отраслей права, в частности налогового, бюджетного и др. По этой причине ГК, подобно Кодексу 1964 года, вынужден прибегнуть помимо предмета к еще одному индивидуализирующему признаку гражданского законодательства - методу регулирования. Гражданско-правовой метод основан на равенстве участников отношений. Соответственно в ГК (п. 3 ст. 2) предусмотрено, что гражданское законодательство не применяется к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, а также к любым другим имущественным отношениям, построенным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Особенность названных отношений в отличие от гражданских состоит не только в том, что в них участвует в качестве стороны действующий от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования орган, наделенный властными функциями, но и в том, что он проявляет присущие ему властные функции в данном конкретном правоотношении.
Таким образом, отношения финансового органа с собственником дома по поводу неуплаты последним налога на имущество регулируются финансовым (административным) правом. Однако отношения тех же сторон по поводу аренды финансовым органом помещения у собственника дома составляют предмет гражданского законодательства.
Наряду с "равенством" существуют еще два признака гражданско-правового метода. Имеются в виду автономия участников гражданского правоотношения и их имущественная самостоятельность.
Первый признак означает способность лица свободно формировать свою волю. Смысл второго выражается в возможности самостоятельно распоряжаться принадлежащим лицу имуществом.
Степень автономии и имущественной самостоятельности может быть различной. Наиболее широкой она оказывается у граждан (в частности, граждан-предпринимателей), акционерных либо иных хозяйственных обществ и товариществ. Значительно ограничена автономия воли и имущественной самостоятельности у государственного или муниципального предприятия, чье имущество принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Федерации либо муниципальному образованию. Наконец, существенно урезанными являются эти признаки у государственного либо муниципального учреждения или казенного предприятия, которые в соответствии со ст. 296 ГК могут владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом только в установленных законом пределах, при этом лишь в соответствии с целями своей деятельности и заданиями, определенными для них собственником и назначением имущества.
Применяя метод в качестве одного из двух критериев для разграничения отношений, регулируемых гражданским законодательством, с одной стороны, и административно-финансовым - с другой, ГК, в отличие от Кодекса 1964 года, допускает, как это было сделано и Основами 1991 года, случаи, при которых нормы гражданского законодательства распространяются на отношения, построенные по методу "власть и подчинение". Это возможно, если существует на этот счет прямое указание в законодательстве. Примером такого рода исключений могут служить отношения, которые возникают при обращении участников гражданского оборота, в том числе и предпринимателей, к органу государственной власти или к самому государству (Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному образованию) с требованием о возмещении вреда, причиненного действиями самого органа или его должностных лиц при исполнении ими обязанностей в области административного управления. Возможность использования ГК применительно к такого рода отношениям расширилась. Имеется в виду ст. 13, которая допускает признание судом недействительными актов государственного органа или органа местного самоуправления.