Иностранцы в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

.

Иностранцы в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

Наряду с гражданами и юридическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, ГК особо выделяет еще одну категорию субъектов - иностранцев.

Кодекс (п. 1 ст. 2) определяет, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. По Закону "О гражданстве РСФСР"<3> иностранным гражданином признается "лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства РСФСР", а лицом без гражданства - "лицо, не принадлежащее к гражданству РСФСР и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства". Иностранным юридическим лицом, как можно сделать вывод из ст. 161 Основ, является образование, учрежденное как юридическое лицо по законам иностранного государства.

Статья 2 ГК закрепляет тем самым за иностранцами безусловный (то есть не требующий взаимности со стороны государства иностранного гражданина или соответственно юридического лица) национальный режим. Суть его состоит в том, что права иностранцев на территории России определяются в принципе российскими законами, а не личным законом иностранцев. При этом предоставляемый иностранцам режим не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности, предоставляемый гражданам РФ. "Национальный режим может применяться и в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц и в отношении товаров иностранного производства"<4>.

Следует обратить особое внимание на то, что исключения из указанного правила должны быть установлены только на уровне федерального закона. Из смысла ст. 2 можно сделать вывод, что положения, которые расширяют права иностранцев, предоставляют им особые льготы и преимущества, могут быть приняты органом власти и управления любого уровня, если, разумеется, решение соответствующего вопроса не выходит за рамки установленной для органа компетенции. В частности, Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 1993 года "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями"<5> предусмотрел, что вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования на территории России иностранных и совместных предприятий, не действуют в течение трех лет в отношении предприятий, существовавших на момент вступления в силу указанных актов.

Кроме того, отмечено, что соответствующее положение не распространяется на акты, которые обеспечивают более льготные условия функционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместных предприятий. Указом особо определено, что любые нормативные акты, принятые на более низком уровне и устанавливающие дополнительные, не содержащиеся в актах, принятых на более высоком уровне, ограничения в деятельности иностранных инвесторов, признаются недействительными и применению не подлежат.

А вот другой пример. Указом Президента Российской Федерации от 25 января 1995 года "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации"<6> в отношении отдельных групп товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) при ввозе их на таможенную территорию Российской Федерации ставки ввозных таможенных пошлин уменьшены в два раза. При этом указанное уменьшение, действующее в пределах не более 5 лет, распространяется на иностранные товары, поставляемые иностранными компаниями, которые являются учредителями предприятий по производству аналогичных товаров на территории Российской Федерации с использованием отечественного сырья и труда работников и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли материального производства РФ в сумме, эквивалентной 100 млн. долларов США. Еще одно обязательное условие состоит в том, что вклад иностранного участника в такое предприятие составляет не менее 10 млн. долларов США.

К гражданам иностранных государств, заключивших с РФ (СССР) соответствующее соглашение, применяется режим наибольшего благоприятствования. Он состоит в том, что "иностранные граждане (и юридические лица) приравниваются не к собственным гражданам (и юридическим лицам), а к гражданам (юридическим лицам) другого иностранного государства: в соответствии с включаемым в международный договор условием им предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться гражданам (юридическим лицам) любого третьего, "наиболее благоприятствуемого" государства, с которым тоже заключен договор"<7>.

Нередко в правовом акте специально оговорено, что его нормы распространяются как на российских юридических или физических лиц, так и на иностранцев.

В качестве примера можно указать на Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации<8>. В роли инвесторов, осуществляющих вложение собственных, заемных или привлеченных средств в создание и воспроизводство основных фондов в форме капиталовложений, отмечено в нем, могут выступать наряду с российскими физическими и юридическими лицами всех форм собственности также международные организации, иностранные юридические и физические лица.

Другой пример - Положение о порядке продажи государственных предприятий-должников <9>. В нем предусмотрено: правом участия в конкурсе, объявленном по поводу продажи предприятий, обладают любые физические и юридические лица, в том числе иностранные.

Еще одним примером может служить Закон "О недрах"<10>. Им предусмотрено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами. Наконец, можно указать и на Закон "О связи"<11>. Сети и средства связи в Российской Федерации, указано в нем, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также собственности физических и юридических лиц, выступающих в качестве операторов связи (лиц, имеющих право на предоставление услуг электрической или почтовой связи), включая иностранные организации и иностранных граждан. Перечень сетей и средств связи, которые могут находиться только в федеральной собственности, определяется законодательством РФ.

Однако включение в акты приведенных норм является теперь излишним, поскольку из ст. 2 ГК усматривается, что распространение правил гражданского законодательства на иностранцев предполагается. Указанная презумпция означает, что прямое выражение в законе необходимо только для ограничения прав иностранцев. Так, иностранцы безусловно не могут осуществлять те виды деятельности, которые представляют собой государственную монополию, а также обладать правами, которые могут принадлежать только государству. В частности, можно сослаться на Закон Российской Федерации "О недрах". Недра в границах страны, отмечено в этом Законе, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Или другой пример: в силу Закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью. Они могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Наконец, можно указать на Закон "Об особо охраняемых природных территориях" <12>. В силу этого Закона особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Первые являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, вторые собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а третьи составляют собственность муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

В ряде актов имеется прямое указание на то, что соответствующей деятельностью иностранцы заниматься не могут. Так, частную детективную (сыскную) деятельность вправе осуществлять только гражданин РФ (см. ст. 4 Закона о частной детективной и охранной деятельности<13>). Законом "О страховании" <14> предусмотрено: "Законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации". Можно указать и на другие ограничения. Так, Основные условия выпуска казначейских обязательств предусматривают, что их владельцами могут быть только российские юридические и физические лица<15>. Основные условия выпуска и обслуживания казначейских векселей установили, что их владельцами разрешено стать только юридическим лицам, которые по законодательству РФ являются резидентами<16>. Положение о порядке осуществления на территории РФ операций с золотыми сертификатами предусматривает, что нерезиденты не могут быть депозитариями таких сертификатов<17>. Нерезиденты не могут быть и депозитариями облигаций внутреннего государственного облигационного займа<18>.

Изъятия из национального режима определяются в отдельных случаях также двусторонними соглашениями о защите иностранных инвестиций. Примером может служить подписанное СССР с Соединенными Штатами Америки Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Каждая из сторон приняла в нем обязательство допускать на своей территории инвестиции граждан и юридических лиц другой стороны на условиях предоставления инвестору своеобразного "смешанного режима". Речь идет о том, что СССР и США зарезервировали за собой право сохранять или устанавливать в будущем ограничения для инвесторов другой стороны только в пределах установленного перечня сфер деятельности. Американская сторона включила в этот перечень 18, а СССР - 17 такого рода позиций. СССР назвал в этом перечне страхование, банковскую деятельность, государственные дотации (субсидии), собственность на землю, пользование недрами и другими природными ресурсами, собственность на недвижимое имущество и связанные с ним посреднические операции, приобретение государственной и муниципальной собственности в процессе приватизации, государственные займы (кредиты), средства массовой информации и др. Приведенные изъятия из национального режима носят гипотетический характер, поскольку имеется в виду лишь возможность запрещения или существенного ограничения иностранных инвестиций<19>.

Иностранцы участвуют в предпринимательской деятельности в одной из двух форм. Первая и основная - осуществление инвестиций на территории Российской Федерации. В силу ст. 6 Закона от 4 июля 1991 года "Об иностранных инвестициях в РСФСР"<20> "иностранные инвестиции на территории РСФСР пользуются полной и безусловной правовой защитой, обеспечиваемой Законом, другими законодательными актами и международными договорами, действующими на территории РСФСР. Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РСФСР, за изъятиями, предусмотренными настоящим Законом".

Существенную часть действующего в стране законодательства об иностранных инвестициях составляют различного рода гарантии. Они призваны главным образом обеспечить стабильность инвестиционных отношений, неприкосновенность инвестиций, свободное распоряжение суммами, полученными в результате инвестиционной или косвенно с нею связанной деятельности, эффективную защиту прав иностранных инвесторов.

Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (от 24 декабря 1993 года<21>) содержит специальный раздел, посвященный использованию иностранных инвестиций для целей приватизации. В нем предусмотрено предоставление иностранным инвесторам права участвовать в приватизации в самых различных формах: аукцион (включая чековый), конкурс, инвестиционный конкурс. Иностранцам была также предоставлена возможность покупать приватизационные чеки для использования в качестве средства платежа в процессе приватизации. Во всех таких случаях следует лишь уведомить о совершенных операциях Министерство финансов Российской Федерации.

Специальные разрешения для участия иностранных инвесторов в приватизации необходимы только в строго ограниченных случаях. Прежде всего речь идет об объектах и предприятиях торговли или общественного питания, бытового обслуживания, а также мелких (соответствующие их параметры указаны в самой Государственной программе) предприятиях промышленности и строительства, автомобильного транспорта. Выдача разрешения входит в компетенцию местных органов власти или органов, которые ими уполномочены. Специальное разрешение необходимо и для допуска иностранных инвесторов к участию в приватизации крупных объектов оборонной промышленности, предприятий нефтяной, газовой и некоторых других отраслей, которые перечислены в Государственной программе. Вместе с тем установлен запрет на использование иностранных инвестиций при приватизации государственных и муниципальных предприятий, которые расположены в границах закрытого территориального образования, если иное не предусмотрено постановлением Правительства РФ. Принципиальное значение имеет содержащееся в Государственной программе указание на то, что никаких иных, кроме приведенных выше, ограничений на участие иностранцев в приватизации не допускается.

Вторую форму участия иностранцев в российском гражданском обороте составляет работа в функционирующих на территории России организациях. Основные нормы, определяющие порядок такого участия, содержатся в Положении о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной ра- бочей силы<22>. Им вводится разрешительный порядок принятия на работу иностранных граждан. Правом получать разрешение обладают российские юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, действующие на территории Российской Федерации, а также иностранные физические лица и лица без гражданства, которые проживают на территории России и используют труд наемных работников в личном хозяйстве. Разрешение на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий (как правило, сроком до одного года) выдается федеральной миграционной службой. Указанное разрешение не требуется лишь для иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов, которые используются функционирующими на территории РФ предприятиями с иностранными инвестициями для занятия должностей строго определенной номенклатуры: руководителей предприятий, их заместителей или руководителей самостоятельного подразделения предприятия, то есть занимающих категории должностей, предполагающих заключение с ними гражданско-правового контракта.

Положение предусматривает строгую ответственность работодателей и самих иностранцев за нарушение установленного порядка.