Отражение территориального единства России в гражданском законодательстве

.

Отражение территориального единства России в гражданском законодательстве

В соответствии со ст. 8 Конституции "в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств..." Приведенная норма Конституции воспроизведена в ГК и здесь же конкретизируется. С этой целью ГК предусмотрел, что любые ограничения перемещения товаров и услуг могут быть введены только федеральным законом и лишь тогда, когда это оказывается необходимым для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Примерами могут служить ограничения на перемещение работ и услуг, вызванные эпидемиями или эпизоотиями, стихийными бедствиями, военными действиями на территории страны и др.

Указанному требованию корреспондирует п. 1 ст. 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"<26>, не допускающий издания актов или совершения действий, устанавливающих запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона РФ, республики, края, области, района, города, района в городе в другой.

Закрепление в ГК определенных рамок для введения соответствующих ограничений может иметь значение, в частности, при возникновении спора, связанного с так называемой юридической невозможностью исполнения обязательства. Имеются в виду случаи, когда нормативным актом, принятым органом государственной власти или местного самоуправления, введены запреты, соблюдение которых исключает для должника возможность исполнить обязательство. В таком положении может оказаться фирма, поставляющая лес в другой регион или за границу, в связи с принятым после заключения договора актом, запрещающим вывоз из области или страны древесины. Суд, разрешающий споры, возникшие в связи с недопоставкой, будет в данной ситуации оценивать законность соответствующего акта, руководствуясь исходными положениями п. 3 ст. 1 Кодекса.