Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

.

Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

Статья 71 Конституции отнесла к ведению Российской Федерации гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. Соответственно п. 2 ст. 3 ГК устанавливает, что гражданское законодательство состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские отношения.

Закон от 14 июня 1994 года<27> признает датой принятия Федерального закона день, когда он был утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона день одобрения Палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ . Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.

Для всех видов законов официальной является публикация, притом непременно полного их текста, в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Федеральные конституционные законы, а также федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не будет установлен иной порядок его вступления в силу.

Особое место в системе гражданского законодательства принадлежит Гражданскому кодексу. Оно выражается в том, что "нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, - отмечено в п. 2 ст. 3, должны соответствовать... Кодексу".

ГК не относится к числу федеральных конституционных законов, поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода актам ст. 108 Конституции РФ. Имеется в виду, что федеральный конституционный закон принимается, во-первых, только по вопросам, указанным Конституцией (принятие ГК как федерального конституционного закона Конституцией не предусмотрено), и, во-вторых, с соблюдением специальной процедуры голосования, предполагающей квалифицированное большинство - 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого Кодекс принимался простым большинством голосов.

Вместе с тем ГК по своей юридической силе в определенной мере приравнивается к федеральным конституционным законам. Это выражается в том, что по отношению к любым другим федеральным законам он занимает положение "первого среди равных".

Практическое значение отмеченного особого положения ГК состоит в том, что при коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в любом нормативном акте (в том числе федеральном законе), со статьями ГК суд, как и любой другой орган, применяющий право, обязан руководствоваться нормами ГК. При этом важно подчеркнуть, что общие принципы действия законов, которые признают, что последующий акт вытесняет ранее изданный, а специальный - общий акт, в данном случае не применяются.

Следовательно, примат ГК носит абсолютный характер, а значит, сохраняется по отношению к актам, принятым после вступления в силу ГК, и к различного рода специальным актам, если только иное, то есть возможность отступления в таком акте от норм Кодекса, в самом ГК прямо не предполагается. Речь идет об имеющейся во многих статьях ГК оговорке: "если иное не предусмотрено в законе". Так, нет никаких препятствий для включения в законы, посвященные отдельным видам предпринимательских договоров (поставки, подряда на капитальное строительство и т. п.), условия, по которому при выступлении в договоре на какой-либо стороне нескольких должников они являются долевыми. Это объясняется тем, что, хотя в ст. 322 содолжники в обязательстве, связанном с осуществлением предпринимательской деятельности, признаются солидарными, данная статья допускает "иное" в законе.

Понятие "гражданское законодательство", используемое в Кодексе, включает в себя только ГК и иные федеральные законы. Однако гражданско-правовое регулирование указанными актами не исчерпывается. Наряду с ними соответствующие отношения регулируются (а в некоторых случаях защищаются) актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. При этом ГК определяет сферу действия каждого из этих актов и его юридическую силу.

ГК дает основания сделать вывод, что указ Президента РФ, не противоречащий Кодексу или другому федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ, очерченную ст. 80-90 Конституции, при условии, если в Кодексе (или ином федеральном законе) нет указания на то, что соответствующий вопрос может быть урегулирован только законом. Примером последнего варианта может служить п. 2 ст. 445, по которому отступление от принципа свободы договоров в виде установления обязанности заключить договор возможно только при наличии на этот счет прямого указания в самом Кодексе или ином законе.

Постановления Правительства РФ могут быть приняты лишь на основании и во исполнение Кодекса и иных законов, а также указов Президента РФ (п. 4 ст. 3 ГК). В Кодексе содержится иногда прямая отсылка к такого рода актам Правительства издавать в случаях, предусмотренных законом, правила, которыми должны руководствоваться стороны при заключении и исполнении публичных договоров. Имеются в виду правила, принимающие формы типовых договоров, положений и т. п.

Аналогичные отсылки включены и в некоторые другие законы, а также в указы Президента РФ. Имеется в виду, что принятые на их основе постановления Правительства РФ должны соответствовать и ГК, и законам, и указам Президента РФ.

В ГК широко используется положение, в силу которого соответствующий вопрос может быть урегулирован по-иному - "законом или иными правовыми актами" (см., например, п. 2 ст. 421). Это означает принципиальную допустимость, с учетом действия приведенной выше редакции пп. 2, 3 и 4 ст. 3, принятия акта в любой из трех форм: закона, указа Президента РФ или постановления Правительства РФ. Все эти формы актов охватываются термином "правовой акт".

Наряду с указанным термином в ГК применяется в отдельных случаях и более широкий - "нормативные акты". Последние включают помимо актов, именуемых "правовыми", также акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (в общепринятой терминологии - "ведомственные акты"). Особенность их состоит в том, что, как предусмотрено в п. 7 ст. 3, "министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных... Кодексом, другими законами и иными правовыми актами", то есть как указами Президента РФ, так и постановлениями Правительства. Следовательно, издание любого ведомственного акта должно быть основано на указании, содержащемся в акте правовом. Так, один из важнейших для банковского законодательства актов - Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 года<28> издан Центральным банком РФ по поручению, содержащемуся в постановлении Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 25 мая 1992 года<29>. Право издания ведомственных актов по определенным вопросам может быть основано на базе акта вышестоящего органа. Так, ряд актов Центрального банка, относящихся к регулированию валютных отношений, принимался на основе ст. 9 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" <30>. В этой статье предусмотрено право Центрального банка РФ издавать "нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами"<31>.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, а также любые (в том числе и относящиеся к предпринимательской деятельности) межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и такому же обязательному опубликованию не позднее 10 дней после регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу. По этой причине они не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений, для применения каких бы то ни было санкций к гражданину, должностному лицу или организации за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Более того, на указанные акты нельзя ссылаться судам при разрешении споров (см. Указ Президента РФ от 21 января 1993 года "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" <32>). Это, в частности, относится к многочисленным не прошедшим необходимой регистрации так называемым "телеграммам Центрального банка РФ".

В соответствии с Правилами подготовки ведомственных нормативных актов (утверждены Советом Министров РФ - Правительством РФ 23 июля 1993 года<33>) на центральные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих органов государственного управления РФ, предприятий, организаций, учреждений.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации вступают в силу с момента их официального опубликования в газете "Российские вести". Такое опубликование должно последовать не позднее 10 дней после государственной регистрации акта.

Независимо от вида акта включенные в него нормы принимают одну из двух форм. Они могут быть либо императивными, то есть безусловно обязательными для сторон регулируемого ими отношения, либо диспозитивными. Последние предоставляют сторонам полную свободу выбора определенного варианта (определенной модели) поведения и носят соответственно только запасной характер: они становятся обязательными для сторон лишь в случае, если стороны не воспользуются предоставленным им правом самим моделировать поведение.

Так, ст. 315 ГК признает за должником право досрочного исполнения обязательства, но вместе с тем допускает возможность установления в договоре запрета на досрочное исполнение. В отличие от этого ст. 433, например, устанавливает, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не предусмотрено законом. Таким образом, при отсутствии иного указания в законе договорное условие, по которому права и обязанности контрагентов возникают до государственной регистрации, не имеет юридической силы.

Абсолютное большинство норм ГК являются диспозитивными. Именно в них наиболее полно проявляется самостоятельность сторон, свобода договора, автономия воли участников гражданского оборота.