Осуществление гражданских прав и его пределы.
.Осуществление гражданских прав и его пределы.
Граждане и юридические лица могут осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению (п. 1 ст. 9). Это означает, что лицо при этом действует "своей властью и в своем интересе" и никто не вправе понудить лицо, которому принадлежит право, осуществлять его. Указанное обстоятельство не исключает заинтересованности государства в том, чтобы лицо, чьи права нарушены, не задерживало обращение за их защитой в суд. В этой связи законом установлены определенные сроки, пропуск которых может повлечь за собой утрату возможности принудительного осуществления своего права (сроки исковой давности).
Пункт 2 ст. 9 ГК предусматривает, что отказ гражданина или юридического лица от осуществления принадлежащего им права не влечет прекращения этого права. В этой связи ст. 3 ГПК устанавливает, что отказ от права обращения в суд недействителен.
Однако приведенное правило допускает исключение: в силу того же п. 2 ст. 9 ГК законом могут быть предусмотрены случаи, когда последствием отказа от осуществления права служит его прекращение. К числу таких относятся, в частности, урегулированный ст. 550 ГК 1964 года отказ наследника от наследства, то есть от возникшего у лица права получить наследство после смерти наследодателя (такой отказ, совершенный в установленной законом форме - путем подачи соответствующего заявления нотариусу, влечет за собой прекращение права наследования), а также предусмотренный п. 1 ст. 231 ГК случай, когда лицо, которое нашло безнадзорное животное, содержит и пользуется им в течение 6 месяцев, отказывается приобрести его в собственность. Наконец, следует указать на ст. 236, специально посвященную порядку и последствиям отказа лица от принадлежащего ему права собственности.
Отказаться от принадлежащих ему прав может и кредитор, воспользовавшись новой, ранее не выделенной в ГК возможностью - "прощением долга" (ст. 415). Суть последнего состоит в том, что кредитор освобождает должника от лежащих на нем обязанностей. Такой отказ, который допускается только при условии, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора, сам по себе является достаточным основанием для прекращения обязательства составляющих его содержание прав кредитора и обязанностей должника. Наконец, в силу ст. 105 Таможенного кодекса РФ лицо может отказаться от товара без взимания пошлин и налогов.
Предоставленная ст. 8 гражданам и юридическим лицам возможность распорядиться своими правами по собственному усмотрению имеет установленные законодателем границы, переход за которые запрещен.
Предметом подобных запретов, предусмотренных в ст. 10 Кодекса, является:
- так называемая шикана, смысл которой состоит в том, что лицо осуществляет принадлежащее ему право исключительно во вред другому. Например, постоянно создает сильный шум в квартире с единственной целью досадить соседям. Именно шиканой является и случай, описанный Н. В. Гоголем в "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Имеются в виду действия Ивана Никифоровича, который построил гусиный хлев на своей земле (то есть осуществил принадлежащее ему право) единственно затем, чтобы создать неудобства у Ивана Ивановича;
- злоупотребление своим правом в любой иной форме, не относящейся к шикане. Например, пренебрегая интересами окружающих, предприятие систематически выбрасывает в атмосферу или в реку ядовитые отходы своего производства. Хотя в отличие от шиканы предприятие в подобных случаях не преследует цели загрязнять окружающую среду и, более того, может принимать меры для ее защиты, оно все же выходит за допустимые пределы осуществления своих прав, если будет доказано, что предприятие либо вообще не принимало мер предосторожности, либо применяло недостаточно эффективные меры;
- использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Соответствующие действия попадают в сферу, охватываемую Законом от 22 марта 1991 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Данный Закон раскрывает сущность понятий, используемых в нем и одновременно в комментируемой статье. Так, "конкуренция" с точки зрения указанного Закона представляет собой состязательность хозяйствующих субъектов, под которыми подразумеваются юридические лица и граждане-предприниматели, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулировать производство тех товаров, которые требуются потребителю.
Под "монополистической деятельностью" подразумеваются "действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причиняющие ущерб потребителям".
К "занимающим доминирующее положение" относятся предприниматели, доля которых на рынке соответствующего товара составляет не менее 35 процентов<43>. Злоупотребление доминирующим положением выражается в том, что действия соответствующего предпринимателя "имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан".
В качестве примера Закон о конкуренции называет изъятие товаров из обращения с целью поддержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, которые для него невыгодны или вообще не относятся к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий, то есть таких, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими (в частности, создание препятствий другим предпринимателям для выступления на рынке, нарушение установленного порядка ценообразования и др.).
Действия, о которых идет речь, при определенных условиях могут быть признаны правомерными. Для этого предпринимателю необходимо доказать, что в данном конкретном случае они способствовали или будут способствовать насыщению товарных рынков, улучшению потребительских свойств товаров и повышению их конкурентоспособности, в частности, на внешнем рынке.
Закон от 22 марта 1991 года признает недействительным соглашение между потенциальными конкурентами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, при условии, если такое соглашение направлено на существенное ограничение конкуренции.
Органам государственной власти и местного самоуправления запрещено принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предпринимателей, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятные условия деятельности отдельных предпринимателей, в тех случаях, когда "такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов" Перечень подобных действий содержится в самом Законе .
"Недобросовестной конкуренцией" признаются такие действия, как ложные, неточные или искаженные сведения, которые способны причинить убытки другому предпринимателю либо нанести ущерб его деловой репутации, ввести потребителей в заблуждение; некорректное сравнение в рекламе производимых или реализуемых товаров с товарами других предпринимателей; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого предпринимателя.
Недобросовестной конкуренцией считается также получение и использование различной научно-технической, производственной или торговой информации, включая такую, которая составляет коммерческую тайну, без согласия владельца. Существуют определенные запреты и в других нормах. Примером может служить п. 3 ст. 209 ГК, предоставляющий собственнику право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами, "если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц".
Не ограничиваясь запретами, Закон предусматривает различные меры воздействия к тем, кто осуществляет недобросовестную конкуренцию. В частности, имеется в виду, что на них возлагается обязанность выполнять предписания ГКАП о прекращении нарушений, о восстановлении первоначального положения, принудительном разделении предприятия - юридического лица и др. Нарушители соответствующих требований несут также обязанность возмещать причиненные убытки, уплачивать штрафы.
Сходные с указанным Законом меры, направленные на защиту интересов предпринимателей от недобросовестной конкуренции, содержатся и в ряде других нормативных актов. В частности, постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1993 года "О мерах по урегулированию торговых споров, возникающих в связи с экспортом российских товаров"<44> Министерству внешних экономических связей РФ предоставлено право лишать экспортных лицензий российские предприятия и организации всех форм собственности, недобросовестная торговая практика которых, как это установлено расследованием, проводимым Министерством внешних экономических связей совместно с Министерством экономики РФ, привела или может привести в будущем к принятию другими странами и интеграционными группировками антидемпинговых и других ограничительных мер в отношении российского экспорта.