Особенности банкротства предприятий с участием государственной собственности

.

Особенности банкротства предприятий с участием государственной собственности

Закон о банкротстве, а вслед за ним некоторые изданные в его развитие акты создают в рамках общего также специальные режимы. В основном эти режимы затрагивают три вопроса: во-первых, добровольную ликвидацию, во-вторых, оказание финансовой помощи и, в-третьих, продажу предприятия или принадлежащего ему имущества. Специальные режимы, связанные с первыми двумя вопросами, распространяются только на федеральные государственные предприятия и предприятия, доля Российской Федерации в капитале которых составляет более 25 процентов, а связанные с третьим вопросом охватывают предприятия, находящиеся в государственной собственности, а равно с долями (паями), принадлежащими Российской Федерации или субъектам Федерации.

Помимо Закона о банкротстве правовым источником для первого из этих вопросов служит Положение о порядке принятия решений о добровольной ликвидации предприятий-должников, являющееся одним из приложений (приложение N 3) к постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 года. Положение предусматривает, что принятие Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) <98> решения о признании структуры баланса неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восстановления его платежеспособности служит основанием для подготовки к применению процедуры добровольной ликвидации. Такая подготовка возможна и вне связи с принятием Федеральным управлением приведенного решения. В этом случае руководитель предприятия сам проявляет соответствующую инициативу: он обязан до проведения собрания кредиторов уведомить о предстоящей ликвидации Федеральное управление (его территориальное агентство).

В случаях, когда ликвидация производится в соответствии с решением Федерального управления, руководитель предприятия обязан осуществить необходимые предварительные меры, включая проведение общего собрания кредиторов, а также общего собрания (конференции) трудового коллектива, в частности, для выдвижения уполномоченного представителя, который будет участвовать в процедуре добровольной ликвидации. От имени государства в собрании принимает участие представитель Федерального управления.

Если Федеральное управление установило наличие признаков умышленного или фиктивного банкротства, оно обязано довести это до сведения собрания кредиторов, а также обратиться в суд с требованием о признании недействительными сделок, которые были совершены с целью доведения предприятия до банкротства. В случаях, когда имели место признаки уголовного правонарушения, должны быть уведомлены также и следственные органы.

Решение собрания кредиторов о добровольной ликвидации приравнивается к соглашению должника с кредиторами. Указанное решение направляется Федеральному управлению (его территориальному агентству), которое одновременно с утверждением решения назначает конкурсного управляющего. Последний, в свою очередь, назначает ликвидационную комиссию, которая и осуществляет в обычном порядке ликвидацию юридического лица - предприятия.

Если руководитель предприятия не выполняет решения Федерального управления либо собрание кредиторов будет с таким решением не согласно, Федеральное управление обращается в арбитражный суд с требованием возбудить производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

Отношения, складывающиеся в связи с оказанием помощи предприятию, регулируются Положением о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий. Указанное Положение составляет приложение N 2 к постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 года.

Цель финансовой поддержки, о которой идет речь, - восстановить платежеспособность предприятия или поддержать его эффективную хозяйственную деятельность. Если этого достичь невозможно, денежная помощь направляется на финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, включая те, которые направлены на предотвращение негативных последствий банкротства.

В Положении выделяется исчерпывающий перечень конкретных целей, на которые соответствующие ассигнования могут направляться. Так, безвозвратная помощь должна использоваться для финансирования непроизводственной деятельности (имеются в виду исключительно ассигнования, связанные с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения), возмещения убытков конкретным предприятиям из числа тех, для которых установлены условия хозяйствования, не предполагающие обеспечения возмещения затрат на производство товаров (работ, услуг), финансирования ликвидационных процедур (если средств, полученных от продажи имущества, оказалось недостаточно), а также финансирования издержек, связанных с восстановлением платежеспособности предприятий, принимаемых на бюджетное финансирование.

За указанными пределами финансовая помощь со стороны государства оказывается только в форме кредита, то есть на началах возврата.

Положение определяет, какое бюджетное звено служит источником средств, кто именно выступает от имени государства (Министерство финансов или финансовый орган субъекта Федерации), каковы формы контроля за целевым использованием полученных средств и др.

Продажа предприятий-должников и принадлежащего им имущества имеет целью предотвратить признание неисправного должника несостоятельным (банкротом), а также смягчить негативные последствия реорганизации и ликвидации неплатежеспособных предприятий. Процедура продажи регулируется Положением о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденным Указом Президента РФ от 2 июня 1994 года N 1114<99>.

Положение определяет прежде всего способ осуществления продажи предприятий, в отношении которых принято решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а самих предприятий неплатежеспособными.

Решение о продаже предприятия должно быть принято собственником - Российской Федерацией или субъектом Федерации в лице соответствующих органов. В случаях, когда речь идет о предприятии, объектом продажи является единый имущественный комплекс, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения, оборотные средства и финансовые активы, пассивы, имущественные права, права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности, земельные участки и иные объекты, а также личные неимущественные права.

Продажа предприятия как такового не влечет за собой прекращения статуса юридического лица, а значит, все его долги и принадлежащие ему права требования сохраняют силу. Это же распространяется на отношения между предприятием и его работниками.

Для продажи предприятия организуется коммерческий или инвестиционный конкурс, в котором могут участвовать любые физические или юридические лица, кроме тех, чьи права на приобретение соответствующего имущества в предусмотренном законом порядке были ограничены.

Утвержден исчерпывающий перечень условий конкурса. Часть из них являются обязательными. Сюда относится обязанность победителя погасить в течение месяца не менее 20 процентов просроченной кредиторской задолженности, а также осуществить реорганизацию предприятия в месячный срок. В условия конкурса могут быть включены обязанности победителя сохранить деятельность по производству определенной продукции (работ, услуг), численность рабочих, а также объем инвестиций в производство. Победитель конкурса приобретает право собственности на предприятие с момента заключения договора купли-продажи.

Содержание Указа шире его названия, поскольку он регулирует и вопросы, связанные с реализацией имущества (активов) предприятий, а также их акций.

Если результаты конкурса будут признаны недействительными либо Федеральное управление сочтет, с учетом финансового состояния предприятия, его продажу по конкурсу нецелесообразной, предприятие ликвидируется и его имущество распределяется в общем порядке.

Продажа активов (имущественных лотов) производится с аукциона либо по конкурсу (коммерческому или инвестиционному).

Для продажи принадлежащего государству контрольного пакета либо отдельных акций предприятия предусмотрен один и тот же порядок: аукцион.

Продажа предприятия в целом, его активов или акций государства, субъектов Федерации или муниципальных образований осуществляется через соответствующий фонд имущества. Положением определены направления, по которым должны использоваться вырученные суммы: целевое финансирование, содержание объектов социально-культурной сферы предприятий-должников, которые переданы в собственность Российской Федерации, субъекта Федерации или в муниципальную собственность, финансирование мероприятий по оздоровлению предприятий-должников и др.