Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

Унитарные государственные и муниципальные предприятия с еще более узким, чем право хозяйственного ведения, правом оперативного управления на переданное им собственником-учредителем имущество получили наименование казенных. Необходимость в появлении такой разновидности унитарных предприятий обусловлена наличием организаций, действующих хотя и в качестве производственных предприятий-несобственников, но по сути от имени государства в целом и в его интересах. Поскольку направляющее их деятельность государство должно соответственно взять на себя и определенную ответственность за них перед другими участниками оборота, такие предприятия не нуждаются в предоставлении им широких прав на находящееся у них имущество, причем не только недвижимое, но и движимое, включая готовую продукцию. Таковы, например, государственное производственное объединение "Гознак", предприятия связи, некоторые оборонные предприятия и т. п. Число их сравнительно невелико и все без исключения такие организации находятся в федеральной государственной собственности. Установление дополнительной ответственности их учредителя-собственника по их долгам является неизбежным следствием наличия у них ограниченного права оперативного управления на закрепленное за ними имущество государства (пп. 4 и 5 ст. 115 ГК), что вызывается также необходимостью охраны интересов других участников имущественного оборота.

Имущественный статус казенных предприятий в этом смысле схож с положением госбюджетных учреждений, хотя они, конечно, не финансируются по смете, а имеют самостоятельный баланс и получают известные доходы от результатов своей деятельности. Поэтому считать их "хозяйственными учреждениями государства" было бы весьма неточным. Однако с учетом субсидиарной ответственности федерального государства по их долгам закон не предъявляет к их уставному капиталу таких же жестких требований, как к уставному капиталу унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

Казенное предприятие согласно прямому указанию п. 1 ст. 115 ГК может быть создано только на базе федерального имущества по решению Правительства РФ и в случаях, прямо предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Они реорганизуются и ликвидируются также исключительно по решению федерального правительства (п. 6 ст. 115 ГК). Соответственно этому утратили силу как противоречащие закону правила п. 11 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 года N 1003 "О реформе государственных предприятий", рекомендовавшие создание казенных предприятий на базе имущества, принадлежащего субъектам Федерации и муниципальным образованиям.

Что касается данного Указа в целом, то в отсутствие названного специального закона он сохраняет силу только в части, не противоречащей правилам ГК. В частности, не могут считаться действующими абсурдные правила этого акта о ликвидации с правопреемством (ср. п. 1 ст. 61 ГК и п. 7 Указа), о ликвидации за счет учредителя, а не имущества ликвидируемого предприятия (ср. пп. 3-5 ст. 63 ГК и п. 6 Указа) и др.