Начало течения срока исковой давности
.Начало течения срока исковой давности
Статья 200 ГК исходит из так называемого субъективного способа определения начала течения исковой давности. В отличие от Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже (ст. 10), в силу которой право на иск, вытекающее из нарушения договора, считается возникшим в день, когда имело место такое нарушение, ГК вслед за Кодексом 1964 года предусмотрел, что исковая давность начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о допущенном нарушении (п. 1 ст. 200). Так, если фирма-покупатель начинает необоснованно пользоваться средствами своего контрагента с 1 февраля, а продавец узнал об этом только 5 февраля, срок исковой давности начинает исчисляться с этой последней даты (при применении Конвенции течение исковой давности началось бы с 1 февраля). Исключения из этого правила могут быть в силу комментируемой статьи установлены Кодексом или иным законом. Так, в частности, для обязательств с определенным сроком п. 2 ст. 200 предусматривает, что течение исковой давности начинается с момента окончания срока. Другое правило действует в отношении обязательства, срок исполнения которого не определен либо определен моментом востребования. В таком случае течение исковой давности начинается с того момента, когда у кредитора возникает право требования исполнения обязательства (см. ст. 314). При этом, если должнику предоставляется семидневный льготный срок для исполнения соответствующего требования, исковая давность начинает течь с момента истечения этого срока.
В соответствии с сохранившей свое действие ст. 384 Кодекса 1964 года срок исковой давности по искам к перевозчикам, как уже отмечалось, начинает течь с момента отклонения претензии или безрезультатного истечения установленных сроков, а по спорам, связанным с перевозками в заграничном сообщении, - с момента, определенного в транспортных уставах (кодексах). Так, на морском транспорте эти сроки начинают исчисляться по взысканию недобора платежей - со дня выдачи груза, а в остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска (ст. 303 КТМ). На речном транспорте: по требованиям о взыскании недоборов провозных платежей - со дня выдачи груза, по взысканию штрафов за непредъявление грузов, плотов и судов к перевозке и буксировке - по окончании пятидневного срока, установленного для уплаты этих сумм, а в остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска (ст. 227 Устава внутреннего водного транспорта). На железнодорожном транспорте при взыскании штрафа за невыполнение плана перевозок исковая давность начинает течь с момента окончания пятидневного срока, установленного для уплаты штрафа, а в остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска (ст. 178 УЖД). На воздушном транспорте: иски к пассажирам, отправителям или получателям, вытекающие из воздушной перевозки, предъявляются перевозчиком в течение шести месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска (ст. 112 ВК).
В отношении перечисленных в нем самом случаев применения сокращенных сроков Кодекс 1964 года обычно указывает и момент начала истечения такого срока. Так, в силу ст. 249 этот момент определяется днем предъявления претензии, а если она не была заявлена или время ее заявления установить невозможно - днем истечения сроков, предусмотренных для предъявления претензий, ст. 262 - днем обнаружения покупателем в установленном порядке недостатков в поставленной ему продукции, ст. 365 - днем принятия работы заказчиком.