Статья 7. Особенности регулирования труда некоторых категорий работников

.

Статья 7. Особенности регулирования труда некоторых категорий работников

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья, временных и сезонных работников, а также работников, работающих у физических лиц по договорам, дополнительные (кроме предусмотренных в статьях 37 и 41 настоящего Кодекса) основания для прекращения трудового договора некоторых категорий работников при определенных условиях (нарушение установленных правил приема на работу и предприятия, учреждения, организации) устанавливаются законодательством.

1. Трудовые отношения в стране охватывают миллионы людей, отличающихся по своим индивидуальным особенностям (мужчины, женщины, несовершеннолетние, инвалиды, пожилые люди, работники разных профессий и разных отраслей народного хозяйства и др.)- Существенно различаются и условия труда (работа в обычных условиях отличается от работы под землей, в тяжелых и вредных условиях, в высокогорной местности и др.).

Все эти отличия и особенности должны быть учтены в правовом регулировании труда, что и достигается путем его дифференциации, т.е. установления особенностей регулирования труда для отдельных категорий работников.

Такая дифференциация устанавливается по многим критериям, в частности: условия и характер труда, природно-климатические условия, пол, возраст, состояние здоровья работника, его профессия. Типичные примеры дифференциации — льготы для женщин, несовершеннолетних, лиц, занятых на подземных работах, и др.

Дифференциация дает возможность обеспечить правовой охраной труд женщин, подростков, лиц с ограниченной трудоспособностью, закрепить в законодательстве право каждого работника на охрану труда и возложить на собственника или уполномоченный им орган обязанность создавать безопасные с точки зрения охраны здоровья условия работы.

2. Приведенные выше критерии дифференциации правового регулирования трудовых отношений не являются исчерпывающими, но в то же время более широки, чем предусмотрено в ч. 1 ст. 7 КЗоТ.

С учетом этого следует сделать вывод о том, что, хотя в ч. 1 ст. 7 КЗоТ и не предусмотрена возможность установления других критериев дифференциации правового регулирования трудовых отношений, не предусмотренных этой статьей, все же такие критерии и соответствующие им особенности могут устанавливаться, а также вноситься в комментируемую статью.

3. Часть 1 ст. 7 является отсылочной. Она предусматривает только критерии дифференциации правового регулирования трудовых отношений, но не регламентирует их непосредственно, а отсылает к другим нормативно-правовым актам. Например, под признаки районов с условиями повышенного риска для здоровья подпадает территория, подвергшаяся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В свою очередь, Законом «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» (стст. 39-47) установлены существенные особенности регулирования труда граждан, работающих на территориях радиоактивного загрязнения.

4. В соответствии с ч.2 комментируемой статьи допускается возможность установления законодательством дополнительных оснований (кроме предусмотренных в стст. 37 и 41 КЗоТ) прекращения трудового договора некоторых работников при определенных условиях.

Так, дополнительные основания для прекращения трудового договора установлены ст. 15 Закона «О статусе судей» (например, достижение судьей 65 лет, нарушение судьей присяги и др.), ст. 30 Закона «О государственной службе» (например, в случае не предоставления или предоставления неправдивых сведений о доходах и обязательствах финансового характера) и др.