Статья 225. Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам и порядок принятия заявлений работника.

.

Статья 225. Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам и порядок принятия заявлений работника.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить. Заявление работника, поступившее в комиссию, подлежит обязательной регистрации.

1. Срок обращения в КТС — это установленный законом отрезок времени для обращения в КТС за защитой нарушенных прав и интересов работников.

Самостоятельное значение в рассмотрении трудовые споров имеют сроки, которые условно можно подразделить на следующие виды:

а) сроки обращения в суд за решением трудового спора; б) сроки рассмотрения; в) сроки исполнения решений. Первый вид, то есть сроки обращения, имеют следующие особенности: одни из них установлены для работника, другие — для собственника, прокурора или высшего в порядке подчиненности органа. Так, работник, в зависимости от органа рассматривающего спор, может обратиться: а) в комиссию по рассмотрению трудовых споров в трехмесячный срок; б) в суд в течение десяти дней для обжалования действий КТС, в случае увольнения с paботы в течение одного месяца, по другим спорам — на протяжении трех месяцев, если суд является первой инстанцией рассмотрения. Собственник, прокурор, высший орган может обратиться в суд в течение 10 дней, если не согласен с решением комиссии.

2. Срок обращения в комиссию по трудовым спорам (трехмесячный срок ) исчисляется с того дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 225). Содержание статьи позволяет сделать вывод, что начальный момент обращения в КТС носит объективно-субъективный характер. Объективный, так как связан с нарушением конкретного субъективного права, то есть необходим факт правонарушения. Субъективный, так как необходимо знание управомоченного лица о том, что произошло нарушение его права. Из определения начального момента очевидно, что момент, когда лицо узнало, и момент, когда оно должно было узнать, не всегда совпадают. Однако, если работник докажет, что он узнал и мог узнать о нарушении лишь позднее, то предпочтение отдается субъективному моменту.

При пропуске по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить. К уважительным причинам можно отнести обстоятельства, указанные в ст. 78 Гражданского кодекса Украины, а также и другие причины, которые правоохранительный орган признает уважительными. Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешает с вызовом сторон и извещением лиц, участвующих в споре.

3. Заявление работника в КТС подлежит обязательной регистрации. Это необходимо для учета прохождения спора в КТС, сроков его рассмотрения и исполнения. Обязанности по приему заявления в КТС и их регистрации в специальном журнале возлагаются приказом собственника или органа, уполномоченного им, на определенного работника или решением КТС на его секретаря.

Журнал регистрации заявлений о рассмотрении споров, поступающих в КТС, ведется в произвольной форме. В нем непременно надо фиксировать фамилию, имя, отчество заявителя, дату поступления заявления, принятия решения по спору и его исполнения.