Статья 244. Права профессиональных союзов, их объединений.

.

Статья 244. Права профессиональных союзов, их объединений.

Права профессиональных союзов, их объединений определяются Конституцией Украины, Законом Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», настоящим Кодексом, иными нормативно-правовыми актами.

1. Комментируемая статья определяет важнейшие права профессиональных союзов, которые конкретизируются в соответствующих статьях настоящего Кодекса и Законе Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее в пределах ком мен тируемой статьи — Закон).

Одной из основных задач профессиональных союзов является представительство и защита прав и интересов работников. Согласно ч. 1 ст. 19 Закона профсоюзы, их объединения осуществляют представительство и защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в отношениях с работодателями, а также с другими объединениями граждан.

Профсоюзы представляют и защищают интересы всех работников предприятий, учреждений и организаций, в том числе и не членов профсоюза. Для этого необходимо два условия: а) защищаемые права и интересы должны быть коллективными, т.е. принадлежать всему трудовому коллективу, а не отдельным членам; б) в уставе профсоюза должны содержаться положения, управомочивающие его на защиту коллективных прав и интересов работников.

В ряде случаев профсоюзы действуют также в индивидуальных интересах отдельных рабочих и служащих в порядке, предусмотренном законодательством, и в соответствии с их уставами.

Вышеуказанные права (т.е. представительство и защита коллективных прав и интересов работников) соответствуют нормам международного права и, в частности, Конвенции МОТ № 117 и Рекомендации МОТ №91.

Одним из направлений деятельности профсоюзов является также защита конституционных прав своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбором вида деятельности (ст. 51 КЗоТ ), а также права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (ст. 21 КЗоТ ) и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (ст. 95 КЗоТ). Без согласования с профсоюзными органами не могут устанавливаться системы оплаты труда, виды поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда.

Для защиты своих трудовых и социально-экономических прав профсоюзы и их объединения имеют право на проведение забастовок, собраний, митингов, шествий и демонстраций. Забастовка — это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) предприятия, учреждения, организации (структурного подразделения) с целью разрешения коллективного трудового спора (конфликта) (ст. 17 Закона Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»).

2. Следующее направление деятельности профсоюзов составляют вопросы занятости членов профсоюзов. С этой целью профсоюзы наделяются правом участвовать в разработке на соответствующем уровне программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в этой сфере.

Только после предварительного уведомления (не позднее, чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров может проводиться ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства работы, влекущее за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда. Расторжение трудового договора с работником по инициативе собственника может быть проведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа (ст. 4,3 Kdol).

3. В условиях становления и развития рынка труда особую значимость имеют права профсоюзов, их объединений на ведение, заключение коллективных договоров и соглашений, контроль за их выполнением. Подробней об этих правах профсоюза см. комментарий к стст. 12, 14, 19, 20 КЗоТ.

4. Профсоюзы, их объединения принимают участие в определении главных критериев жизненного уровня, прожиточного минимума, а также минимальных размеров заработной платы, пенсий, социальных выплат, политики ценообразования, в разработке социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и социальную защиту в случае полной, частичной или временной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законодательством (ст. 23 Закона).

5. Пункт 1 ст. 10 Закона Украины «О всеобщем государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.2001 г. предусматривает, что управление фондом социального страхования осуществляется на паритетной основе государством. представителями застрахованных лиц и работодателей.

Представителями застрахованных чаще всего выступают профессиональные союзы.

Согласно пункту 5 этой же статьи исполнительные дирекции отделений Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности разрешают возложенные на них задачи в тесном взаимодействии с профсоюзными органами, работодателями и местными органами исполнительной власти.

Профсоюзы, их объединения принимают участие в деятельности экспертных, консультативных и наблюдательных советов при органах и учреждениях здравоохранения.

6. Важное место в охране трудовых прав и законных интересов рабочих и служащих принадлежит контролю профсоюзов за выполнением собственником законодательства о труде и нормативных актов об охране труда, за жилищно-бытовым обслуживанием рабочих и служащих. Контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляется всеми органами профессиональных союзов. Так, например, представители профсоюзного комитета участвуют в комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве и соответствующим образом реагируют на них; совместно с собственником разрабатывают инструкции по охране труда и контролируют их соблюдение. Постановление профкома по поводу составления или содержания акта о несчастном случае на производстве является обязательным для собственника.

Участие профсоюзных органов в контроле за соблюдением законодательства проявляется также при увольнении рабочих и служащих по инициативе собственника (ст. 43 КЗоТ), при привлечении отдельных работников к работе в выходные дни (ст. 71 КЗоТ).

При наличии нарушений законодательства со стороны собственника или уполномоченного им органа профсоюзы имеют полномочия по их устранению. Так, профсоюзные органы имеют право проводить общие собрания трудового коллектива, конференции, на которых могут заслушиваться отчеты руководителей предприятий о выполнении обязательств по коллективному договору и требовать устранение выявленных недостатков.

Профсоюзные органы на основании ст. 45 КЗоТ имеют право требовать расторжения трудового договора с руководителем предприятия, если он нарушает законодательство о труде, про коллективные договоры и соглашения (Закон Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

7. Согласно ст. 244 КЗоТ и ст. 21 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы имеют право принимать участие в разработке и осуществлении государственной политики в области трудовых отношений, оплаты труда, охраны труда, социальной защиты.

8. О праве профсоюзов на участие в установлении на предприятии условий труда и его оплаты см. комментарий к ст. 247 КЗоТ Украины.

9. Закрепленные и предоставленные профсоюзам права не ограничиваются только сферой правоприменения, практикой реализации законодательства о труде и другими вопросами. Большую роль профсоюзы играют в области законотворчества, подготовки и принятия иных нормативно-правовых актов. Конституция Украины не закрепила право законодательной инициативы за общественными объединениями, в том числе и профсоюзами. Им предоставляется возможность влиять на процессы законотворчества и правотворчества в иных формах.

Проекты законов, касающиеся социально-экономических отношений, представляются соответствующими органами исполнительной власти с учетом предложении всеукраинских профсоюзов, их объединений.

Проекты нормативно-правовых актов, касающиеся трудовых отношений или социальной защиты граждан, рассматриваются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов, объединений профсоюзов (ст.21 Закона Украины

 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Также профсоюзы, их объединения имеют право принимать участие в рассмотрении органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а так же работодателями, их объединениями, другими объединениями граждан своих предложений.