Статья 259. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

.

Статья 259. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные на то органы и инспекции, которые не зависят в своей деятельности от собственника или уполномоченного им органа.

Центральные органы государственной исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в их функциональном подчинении.

Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.

1. Одной из гарантий обеспечения реализации конституционного положения о создании условий для полного осуществления гражданами права на труд, предусмотренного статьей 43 Конституции Украины, является осуществление государством функции по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде. В системе государственных органов, которые призваны осуществлять эту функцию, можно выделить: во-первых, специально уполномоченные на это органы и инспекции, для которых контроль за соблюдением законодательства о труде является основной функцией и которые не зависят в своей деятельности от собственника предприятия, учреждения или организации, в том числе, когда собственником является государство; во-вторых, центральные органы государственной исполнительной власти, для которых данная функция не является основной, а контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется ими на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в их функциональном подчинении.

2. Министерство труда и социальной политики Украины играет главную роль в обеспечении такого надзора и контроля. В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной политике Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 30 августа 2000 года № 1035/2000, оно является ведущим органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере социальных и трудовых отношений, по организации исполнения актов законодательства о труде и осуществлению систематического контроля за их реализацией. Функцию по надзору и контролю Минтруд Украины осуществляет через входящие в его состав государственные инспекции, в первую очередь Государственную инспекцию труда Министерства труда и социальной политики Украины (далее — инспекция труда) и Государственную инспекцию по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения (далее — инспекция занятости).

3. Инспекция труда создана согласно постановлению Кабинета Министров Украины «О создании государственной инспекции труда Министерства труда» от 2 августа 1996 г. № 906. Государственную инспекцию труда Министерства труда создано в составе: главной государственной инспекции труда — структурного подраздела центрального аппарата Министерства труда; территориальных государственных инспекций труда в областях, городах Киеве и Севастополе, которые входят в состав управлений труда и занятости населения областных государственных администраций, управлений труда и занятости Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. Территориальные инспекции имеют в своем составе районных, городских (в городах областного подчинения) государственных инспекторов труда. В городах с населением свыше 500 тыс. лиц могут создаваться структурные подразделения территориальной инспекции. Возглавляет государственную инспекцию труда Главный государственный инспектор труда — заместитель Министра труда и социальной политики Украины. Территориальные инспекции осуществляют свою деятельность под руководством главной инспекции.

Данным постановлением Кабинета Министров Украины утверждено и Положение о государственной инспекции труда.

4. В соответствии с указанным Положением, инспекция труда осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их форм собственности по следующим основным направлениям:

1) трудовой договор и ведение трудовых книжек;

2) рабочее время и время отдыха;

3) оплата труда, гарантии и компенсации;

4) заключение и выполнение отраслевых и региональных соглашений, коллективных и трудовых договоров;

5) трудовые отношения при банкротстве и приватизации предприятий;

6) возмещение вреда, причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья;

7) труд женщин, молодежи, инвалидов и иных категорий граждан, которые требуют социальной защиты;

8) трудовая дисциплина и материальная ответственность работников;

9) выплата работникам помощи из государственного социального страхования.

5. Инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами:

а) контролирует соблюдение законодательства о труде на предприятиях, требует устранения выявленных нарушений;

б) вносит на рассмотрение собственника (руководителя) предприятия или уполномоченного ним органа, органов государственной исполнительной власти предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений законодательства о труде;

в) составляет в случаях, предусмотренных законодательством, протоколы об административных правонарушениях требований законодательства о труде, я также рассматривает дела об административных правонарушениях и накладывает административные взыскания согласно законодательству;

г) оказывает содействие в организации правового обучения собственников (руководителей) предприятий или уполномоченных ими органов и проведению разъяснительной работы относительно законодательства о труде ведет прием граждан, рассматривает письма, заявления, жалобы граждан, предприятий по вопросам соблюдения законодательства о труде.

При этом должностные лица инспекции труда не выступают как посредники или арбитры во время рассмотрения индивидуальных трудовых споров хранят конфиденциальность источника информации (жалобы) о нарушении законодательства о труде;

е) имеет право привлекать к проверкам предприятий общественных инспекторов труда. Положение об общественных инспекторах труда утверждено приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 20 марта 1998 г. № 43 и зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 6 апреля 199» г. за № 225/2665.

6. Инспекция труда контролирует выполнение законодательства о труде путем проведения проверок предприятий: плановых; по доверенности Главного государственного инспектора труда, председателей областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а также по предложению правоохранительных органов, органов государственной налоговой службы, органов местного самоуправления, профсоюзного и иных объединений граждан.

7. Должностным лицам инспекции труда предоставлено право: а) беспрепятственно посещать предприятия с целью контроля за соблюдением законодательства о труде; б) знакомиться с документами и получать от министерств иных центральных и местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий копии приказов, распоряжении, протоколов, данные учета и отчетности и информацию по вопросам соблюдения законодательства о труде, иные документы и сведения, необходимые для выполнения инспекцией своих задач; в) в случае выявления нарушении законодательства о труде давать собственнику (руководителю) предприятия или уполномоченному им органу предписания об их устранении. Предписания должностных лиц инспекции подлежат обязательному выполнению с сообщением в месячный срок о принятых мерах; г) ставить перед собственниками (руководителями) предприятий или уполномоченными ими органами вопроса о наложении взыскания на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и занятости населения; д) на возмещение затрат на проезд в городском и пригородном пассажирском транспорте в связи с выполнением ими служебных обязанностей.

8. Должностные лица инспекции труда обязаны: обеспечивать качественное проведение проверок соблюдения законодательства о труде, объективность их результатов; предоставлять помощь предприятиям в решении вопросов, связанных с применением законодательства о труде, организацией правового обучения работников; хранить государственную, служебную и коммерческую тайну, полученную во время осуществления своих должностных полномочий, не сообщать предприятиям сведений относительно лиц, которые обратились в них с заявлением, жалобой, если этого требует заявитель; проводить работу по разъяснению и пропаганде законодательства о труде, анализировать его применение.

9. Действия работников инспекции труда могут быть обжалованы у высшего должностного служебного лица или у вышестоящего органа инспекции труда либо в судебном порядке.

10. Пунктом 4 статьи 18 Закона Украины «О занятости населения» определен правовой статус инспекции занятости, который более детально регламентируется Положением об инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 24 июня 1991 г. № 47. Инспекция занятости действует на правах отдела в составе Государственного центра занятости Минтруда Украины, Крымского республиканского центра занятости, областных, Киевского и Севастопольского городских центров занятости. В городах с населением свыше 500 тысяч лиц может создаваться структурное подразделение инспекции областного центра занятости. В иных городах, а также в районах предусмотрены должности инспекторов инспекции областного центра занятости.

11.Инспекция занятости, в соответствии с возложенными на нее задачами:

а) проводит проверку соблюдения законодательства о занятости населения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, фермерами и иными работодателями, в первую очередь, в отношении: трудоустройства граждан, которые требуют социальной защиты, создания специализированных рабочих мест для инвалидов, организации оплачиваемых общественных работ, обеспечения гарантий материальной поддержки работников, высвобожденных в связи с изменениями в организации производства и труда (п. 1. ст. 40 КЗоТ), предоставления государственной службе занятости информации о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) и всех принятых работников;

б) обеспечивает правильность и своевременность применения экономических санкций к предприятиям за нарушение законодательства о занятости населения;

в) осуществляет контроль за соблюдением гражданами законодательства о занятости, рекомендаций службы занятости в период решения вопроса трудоустройства и выплаты пособий по безработице, предоставлению одноразовой помощи, материальной помощи лицам, которые проходят переподготовку или повышение квалификации по направлению государственной службы занятости, предоставлению беспроцентного займа безработным для занятия предпринимательской деятельностью;

г) контролирует соответствие деятельности субъектов предпринимательства, которые предоставляют платные посреднические услуги по трудоустройству за рубежом, условиям и правилам осуществления такой деятельности, предусмотренных при лицензировании Государственным центром занятости Минтруда Украины;

д) проводит мероприятия, направленные на предотвращение нелегального использования рабочей силы иностранцев и лиц без гражданства без разрешения государственной службы занятости;

е) способствует организации правового обучения работников предприятий, учреждений и организаций;

ж) рассматривает заявления и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, которые отнесены к компетенции инспекции, вносит соответствующие предложения руководству государственной службы занятости.

12. Должностные лица инспекции занятости вправе беспрепятственно посещать предприятия и получать необходимые им сведения, давать обязательные для выполнения указания об устранении выявленных нарушений законодательства, а также ставить перед руководителями предприятий вопросы о наложении взысканий на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства, приостанавливать действие приказов, инструкций и иных решений руководства предприятий, которые противоречат законодательству о занятости, или вносить в вышестоящие органы предложения об их упразднении, а также применять к предприятиям финансовые санкции, предусмотренные стст. 5 и 20 Закона «О занятости населения».

13. Полномочия центральных органов государственной исполнительной власти по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые находятся в их функциональном подчинении, подчиняются общей норме, которая содержит положения, регулирующие деятельность того или иного центрального органа государственной исполнительной власти, а именно, что в границах своих полномочий министерство организует выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией.

14. Конституцией Украины на прокуратуру не возложены функции по общему надзору, к которому, в частности, относится и надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде. Однако в соответствии с пунктом 9 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины органы прокуратуры продолжают выполнять в соответствии с действующими законами функции надзора за соблюдением и применением законов до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов. Полномочия должностных лиц прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдение законов о труде регулируются нормами, изложенными в Законе Украины «О прокурату ре». Согласно статье 8 Закона Украины «О прокуратуре» требования прокурора являются обязательными для

выполнения всеми органами, предприятиями, учреждениям, организациями, должностными лицами и гражданами, должны выполняться немедленно или в сроки, предусмотренные законом или определенные прокурором. Проверка выполнения законов проводится по заявлениям и иным сообщениям о нарушении законов, которые требуют прокурорского реагирования, а также по собственной инициативе прокурора. При этом прокуратура не должна подменять органы ведомственного управления и контроля и вмешиваться в хозяйственную деятельность, если она не противоречит законодательству.

15. Необходимо заметить, что в большинстве специальных законов, посвященных отдельным институтам трудового права («Об оплате труда», «Об охране труда», «Об отпусках»), содержатся нормы об осуществлении контроля за соблюдением соответствующего закона.