Статья 4. Законодательство о труде
.Статья 4. Законодательство о труде
Законодательство Российской Федерации о труде состоит из настоящего Кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
На территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству Российской Федерации, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации. (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).
Комментарий к статье 4 КЗоТ РФ
§1. В соответствии с п. "в" ст. 71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации.
Современное трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ст. 72).
§2. Конституция РФ в ст. 76 разграничивает компетенцию органов федеральной власти и субъектов федерации по принятию трудового законодательства и устанавливает субординацию этих актов.
По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые на всей территории РФ имеют силу прямого действия.
Федеральные законы по вопросам трудового права не могут противоречить федеральным конституционным законам, ибо в противном случае они не имеют юридической силы.
Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Важно также подчеркнуть, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.
§3. Необходимо четко следовать п. 3 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Федеральный закон РФ, принятый Государственной Думой (25 мая 1994 г.) и одобренный Советом Федерации (1 июня 1994 г.), устанавливает порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, а также федеральных законов.
Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.
Все федеральные конституционные законы, а также федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.
Акты палат Федерального Собрания подлежат опубликованию не позднее десяти дней после дня их принятия.
Ратифицированные Федеральным Собранием международные договоры публикуются в печати одновременно с соответствующими федеральными законами об их ратификации.
В настоящее время "Российская газета" и "Собрание законодательств РФ" являются официальными изданиями, которые публикуют полный текст федерального конституционного закона, федерального закона, акты палат Федерального Собрания.
Однако нужно иметь в виду, что законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы и в виде отдельного издания.
Перечисленные выше нормативные акты Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, но могут они вступать в силу и со дня их официального опубликования.
§4. Вслед за Конституцией РФ главным источником трудового права является КЗоТ РФ. Это третий по счету КЗоТ России. Он является кодифицированным законом. Последние изменения и дополнения внесены в него Федеральным законом РФ "О внесении изменений и дополнений в кодекс законов о труде РФ" от 24 ноября 1995 г., который был опубликован 5 декабря 1995 г.
В настоящее время в Государственной Думе РФ Комитетом по труду и социальной поддержке ведется работа по разработке проекта Федерального закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ". Кроме того, в повестке дня Государственной Думы стоит вопрос о принятии в будущем нового трудового кодекса РФ, он должен прийти на смену действующему КЗоТ РФ.
К иным актам трудового законодательства относятся: 1. Законы, регулирующие трудовые отношения. Так, например, Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях" в редакции Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г.; Федеральный закон РФ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г.; Закон РФ "О занятости населения в РФ" от 19 апреля 1991 г. в редакции Федерального закона РФ от 20 апреля 1996 г.; Федеральный закон РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 8 декабря 1995 г.; Закон РФ "Основы законодательства РФ об охране труда" от 6 августа 1993 г.; Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. и др.
2. Вторую группу источников а сфере трудового права составляют подзаконные акты. Среди них следует прежде всего отметить Указы и распоряжения Президента РФ. В настоящее время указы действительно касаются весьма широкого круга вопросов. Например, Указ Президента РФ "Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации" от 5 июня 1992 г.; Указ Президента РФ об утв. положения "О привлечении и использовании иностранной рабочей силы" от 16 декабря 1993 г. и др.
Вторую подгруппу подзаконных актов составляют нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ. Среди них можно назвать: Постановления Правительства РФ "О нормах возмещения командировочных расходов" от 26 февраля 1992 г.; "О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок" от 20 июня 1992 г. и др.
Третью подгруппу составляют подзаконные акты Министерства труда РФ. Минтруда РФ издает постановления и разъяснения о применении действующего законодательства о труде. Например, постановление "О размерах надбавки и доплат работникам образования" от 4 июня 1992 г.; разъяснение "О предоставлении очередных и дополнительных отпусков" от 25 июня 1993 г. и др.
Четвертую подгруппу составляют нормативные акты министерств, ведомств и государственных комитетов РФ. Например, указание Министерства социальной защиты населения РФ "О повышении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 октября 1992 г. "О повышении государственных пенсий в Российской Федерации"; Приказ Федеральной службы занятости РФ "О предоставлении компенсационных выплат работникам предприятий, учреждений и организаций, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы" от 10 августа 1993 г. и др.
Следует также отметить и нормативные акты органов по труду субъектов РФ, глав администраций и органов местного самоуправления.
В условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль локальных нормативных актов о труде. Нормативные акты, принимаемые в централизованном порядке, как правило, устанавливают исходные, общие положения, которые требуют или допускают их конкретизацию.
Локальные нормативные акты разрабатываются администрацией с участием выборного профсоюзного органа и принимаются общим собранием (конференцией) работников данной организации. К локальным источникам можно отнести: Правила внутреннего трудового распорядка, Положения о премировании, соглашения по вопросам охраны труда и др.
§5. Кроме указанных выше нормативных актов, социально-трудовые отношения работников и работодателей регулируются соответствующими видами соглашений (см. комментарий к гл. II КЗоТ РФ).
§6. Следует особо отметить положение, содержащееся в п. 4 ст. 15 Конституции РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, они стали самостоятельным источником российского права и бесспорно будут играть важную роль в регулировании трудовых отношений.
В развитие этой конституционной нормы нужно отметить, что важное значение сегодня приобретает использование международных трудовых норм в нашем национальном законодательстве. Велика роль конвенций и рекомендаций МОТ.
Ниже приводится наименование и дата ратификации следующих конвенций МОТ, которые ратифицированы бывшим СССР, обязательства по которым распространяются на РФ.
Название Конвенции Дата ратификации
1. Конвенция N 10 "О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве" 06.07.1956 г.
2. Конвенция N 11 " О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве" 06.07.1956 г.
3. Конвенция N 14 "О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях" 05.07.1967 г.
4. Конвенция N 15 "О минимальном возрасте допуска подрос тков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте" 06.07.1956 г.
5. Конвенция N 16 "Об обязательном медицинском освидетель ствовании детей и подростков, занятых на борту судов" 06.07.1956 г.
6. Конвенция N 23 "О репатриации моряков" 18.06.1969 г.
7. Конвенция N 27 "Об указании веса тяжелых грузов, пере возимых на судах" 18.06.1969 г.
8. Конвенция N 29 "О принудительном или обязательном труде" 04.06.1956 г.
9. Конвенция N 32 "О защите от несчастных случаев трудя щихся, занятых на погрузке и разгрузке судов" 18.06.1969 г. 10. Конвенция N 45 "О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода" 31.01.1961 г. 11. Конвенция N 47 "О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю" 04.06.1956 г. 12. Конвенция N 52 "О ежегодных оплачиваемых отпусках" 06.07.1956 г. 13. Конвенция N 58 "О минимальном возрасте допуска детей на работу в море" 06.07.1956 г. 14. Конвенция N 59 "О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленности" 06.07.1956 г. 15. Конвенция N 60 "О возрасте приема детей на непромышлен ные работы" 06.07.1956 г. 16. Конвенция N 69 "О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации" 18.06.1969 г. 17. Конвенция N 73 "О медицинском освидетельствовании мо ряков" 18.06.1969 г. 18. Конвенция N 77 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности" 06.07.1956 г. 19. Конвенция N 78 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах" 06.07.1956 г. 20. Конвенция N 79 "Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах" 06.07.1956 г. 21. Конвенция N 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию" 06.07.1956 г. 22. Конвенция N 90 "О ночном труде подростков в промышлен ности" 06.07.1956 г. 23. Конвенция N 92 "О помещениях для экипажа на борту судов" 18.06.1969 г. 24. Конвенция N 95 "Об охране заработной платы" 31.01.1961 г. 25. Конвенция N 98 "О применении принципов права на орга низацию и введение коллективных переговоров" 26. Конвенция N 100 "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" 04.04.1956 г. 27. Конвенция N 103 "Об охране материнства" 06.07.1956 г. 28. Конвенция N 106 "О еженедельном отдыхе в торговле и в учреждениях" 05.08.1967 г. 29. Конвенция N 108 "О национальных удостоверениях личности моряков" 18.06.1969 г. 30. Конвенция N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" 31.01.1961 г. 31. Конвенция N 112 "О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков" 31.01.1961 г. 32. Конвенция N 113 "О медицинском осмотре рыбаков" 18.06.1969 г. 33. Конвенция N 115 "О защите трудящихся от ионизирующей радиации" 05.08.1967 г. 34. Конвенция N 116 "О частичном пересмотре Конвенций, принятых на первых 32 сессиях Генеральной Конференции
МОТ" 18.06.1969 г. 35. Конвенция N 119 "О снабжении машин защитными приспособлениями" 18.06.1969 г. 36. Конвенция N 120 "О гигиене труда в торговле и в учреждениях" 05.08.1967 г. 37. Конвенция N 122 "О политике в области занятости" 05.08.1967 г. 38. Конвенция N 123 "О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках" 18.06.1969 г. 39. Конвенция N 124 "О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках" 18.06.1969 г. 40. Конвенция N 126 "О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов" 18.06.1969 г. 41. Конвенция N 138 "О минимальном возрасте для приема на работу" 05.03.1979 г. 42. Конвенция N 142 "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" 05.03.1979 г. 43. Конвенция N 149 "О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала" 05.03.1979 г. 44. Конвенция N 134 "О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков" 11.09.1987 г. 45. Конвенция N 148 "О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумов и вибрацией на рабочих местах" 29.03.1988 г. 46. Конвенция N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" 29.03.1988 г. 47. Конвенция N 133 "Об условиях труда моряков" май 1990 г. 48. Конвенция N 160 "О статистике труда" май 1990 г. 49. Конвенция N 147 "О минимальных нормах на торговых судах" март 1991 г. 50. Конвенция N 13 "О применении белил в малярном деле" июль 1991 г.
С конкретным содержанием этих и ряда других конвенций, а также рекомендаций можно ознакомиться в сборнике: МОТ. Конвенции и рекомендации. Том I (1919 - 1956). Том II (1957 - 1990) МБТ. Женева 1991 г. См. также работу К. Н. Гусова и М. Н. Курилина. Международно-правовое регулирование труда (в конвенциях и рекомендациях). М., 1992.
§7. В части 2 ст. 4 КЗоТ РФ сформулировано важное правило о применении норм бывшего Союза ССР, поскольку эти нормы не противоречат Конституции РФ, законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием РФ. Это правило обеспечивает определенную преемственность в правовом регулировании трудовых отношений. Следует иметь в виду, что трудовое законодательство в течение многих лет функционировало главным образом как союзное законодательство.
Современное российское трудовое законодательство создается постепенно. И на этот переходный период, в котором мы сейчас находимся, сохраняется действие союзных нормативных актов на условиях, указанных в ст. 4 КЗоТ.
В каждом случае, решая вопрос о применении или неприменении той или иной союзной нормы, нужно прежде всего ее сопоставить с российским законодательством. Например, труд совместителей регулируется на сегодняшний день союзным законодательством. Существует постановление Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. "О совместительстве" и положение, утв. Госкомтрудом и ВЦСПС от 9 марта 1989 г. "Об условиях работы по совместительству". Согласно этому акту оплата отпуска по совместительству производится только рабочим и некоторым категориям педагогических и медицинских работников. Остальным работникам отпуска по совмещаемой работе не оплачиваются. Однако, согласно ст. 66 КЗоТ РФ, отпуска предоставляются всем работникам с сохранением среднего заработка. Следовательно, невыгодные для совместителей ограничения не должны применяться. То же самое согласно союзным нормам в отношении временных и сезонных работников. Они не пользовались правом на отпуск или его замену денежной компенсацией (см. Указ Президиума ВС СССР от 24 сентября 1974 г. N 311-IX и Указ Президиума ВС СССР от 24 сентября 1974 г. N 310-IX 1974 г., ст. 10). В российском трудовом законодательстве такого ограничения нет, следовательно отпуск или денежная компенсация должны им предоставляться на общих основаниях.
Таким образом, вопрос о применении, либо неприменении положений бывшего союзного законодательства следует решать в каждом конкретном случае с учетом содержания нормы и ее сопоставления с российским законодательством о труде.