Статья 16. Гарантии при приеме на работу

.

Статья 16. Гарантии при приеме на работу

Запрещается необоснованный отказ в приеме на работу.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается. (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения при приеме на работу, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

 

Комментарий к статье 16 КЗоТ РФ

 

§1. Необходимо знать, что запрещение необоснованного отказа в приеме на работу, по общему правилу, не исключает свободы трудового договора. Здесь речь идет о равных возможностях гражданина претендовать на трудоустройство, о запрещении дискриминации при приеме на работу (см. ч. 2 ст. 16 КЗоТ). Ограничения, предусмотренные ч. 2 ст. 16 КЗоТ, будут являться дискриминацией.

Дискриминацию следует отличать от дифференциации правового регулирования труда. Так, в силу ч. III ст. 16 КЗоТ не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения при приеме на работу, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Это женщины, подростки, инвалиды и др. В соответствии со ст. 170 КЗоТ запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Такой отказ уголовное законодательство квалифицирует как преступление (см. ст. 139 УК РСФСР).

§2. Не может быть отказано в приеме на работу работнику, приглашенному на работу в порядке перевода из другого предприятия, учреждения, организации по согласованию между руководителями обеих этих организаций (ч. IV ст. 18 КЗоТ РФ). Кроме того, администрация обязана заключить трудовой договор (контракт) с лицами, направленными на работу службой занятости в счет брони, с молодыми рабочими по окончании ими профессионально-технических учебных заведений, направленными по организованному набору рабочих. Не допускается отказ в приеме на работу лиц на основании того, что они являются вирусоносителями или больными СПИД.

Таким образом, в действующем законодательстве указан ряд случаев, когда отказ в приеме на работу считается необоснованным. Необоснованный отказ в приеме на работу граждан может быть обжалован непосредственно в народный суд. (См. ст. 210 КЗоТ).

§3. В предусмотренных законом случаях работодатель обязан отказаться от заключения трудового договора (контракта) с лицами, не достигшими определенного возраста. Так, например, трудовые договоры (контракты) о работе на Крайнем Севере, по организованному набору могут быть заключены с гражданами не моложе 18 лет и не старше 55 лет - для мужчин и 50 лет - для женщин. Граждане моложе 18 лет не могут быть приняты на работу с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах (см. ст. 175 КЗоТ и соответствующий комментарий к ней). Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда. Существует специальный список таких работ (см. ст. 160 КЗоТ) и т.д.

Право гражданина на заключение трудового договора может быть ограничено в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда, устанавливающим в качестве меры наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (см. ст. 29 УК РСФСР). В отдельных случаях не допускается прием на работу лиц, которым по медицинским показаниям такая работа запрещена. Например, к педагогической деятельности.

§4. Трудовое законодательство предусматривает дополнительные гарантии для лиц, которые испытывают определенные трудности в поступлении на работу. Это молодежь, инвалиды, лица, освобожденные от отбывания наказания. В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О занятости населения в РФ" таковыми являются: молодежь, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; лица предпенсионного возраста, инвалиды; лица, продолжительное время не имеющие работы; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; беженцы, вынужденные переселенцы. Дополнительные гарантии занятости для указанных категорий граждан реализуются путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий, организаций (включая предприятия и организации для труда инвалидов), организаций обучения по специальным программам и другими мерами (см. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в РФ" в редакции Федерального Закона РФ от 20 апреля 1996 г.- РГ, 6 мая 1996 г.).

В настоящее время важное значение приобретает квотирование рабочих мест за счет собственных средств предприятий. Введение квот для предприятий, основанных не на муниципальной форме собственности, производится на основе договоров, заключаемых органами местного самоуправления с конкретными предприятиями (см. Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Данные рекомендации утверждены постановлением Минтруда РФ от 6 февраля 1995 г.). Трудоустройство на квотируемые рабочие места осуществляется самим работодателем по соответствующему направлению государственной службы занятости.

§5. Законодатель устанавливает конкретные случаи, когда работодатель обязан возобновить ранее существовавшие трудовые отношения со своими бывшими работниками; 1) депутату Государственной Думы после окончания срока его полномочий должна быть предоставлена его прежняя работа, а при ее отсутствии - другая, но равноценная работа по предыдущему месту работы или, с его согласия, на другом предприятии (см. ст. 24 Федерального закона РФ "О статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ" от 8 мая 1994 г. - СЗ РФ, 1994, N 2, ст. 74); 2) профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в другой организации (см. ст. 26 Федерального закона РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 8 декабря 1995 г. - СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 148); 3) работодатель не вправе отказать в приеме на работу бывшему работнику, уволенному в свое время в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности. (Эта гарантия предусмотрена п. 5 Положения, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. - Ведомости СССР, 1981, N 21, ст. 741.)

§6. Законодательством запрещается отказ в приеме на работу работников ликвидированного федерального государственного предприятия при условии, что на его базе создан казенный завод (казенная фабрика, казенное хозяйство). На этот счет существует Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. - СЗ РФ, 1994, N 5, ст 396.