Статья 24. Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (контрактом)

.

Статья 24. Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (контрактом)

Администрация предприятия, учреждения, организации не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (контрактом). (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

 

Комментарий к статье 24 КЗоТ РФ

 

§1. Законодатель гарантирует работнику те условия договора, которые были оговорены при его заключении, и, как правило, не допускает их одностороннего изменения. Следовательно, администрация не вправе требовать от работника выполнения такой работы, которая не обусловлена трудовым договором (контрактом).

Охраняя свободу выбора рода работы или профессии, принцип определенности выполняемой работником трудовой функции вместе с тем направлен на повышение эффективности общественного производства и качества работы.

§2. Одним из юридических оснований изменения конкретных условий трудового договора является аттестация работников.

Основная цель аттестации - проверка соответствия квалификации и деловых качеств работника выполняемой им работе, а также результатов его труда.

§3. Аттестация работников проводится на основе соответствующих нормативных актов. Обязательной периодической аттестации подлежат работники определенных категорий. К таким работникам относятся, например, лица, занимающие должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта (см. Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта. - Бюллетень нормативных актов, 1994, N 7); служащие учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (см. Основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденные Постановлением Минтруда РФ и Минюста РФ от 23 октября 1992 г. - Бюллетень нормативных актов, 1993, N 1).

В настоящее время квалификационный экзамен по должности сдают государственные служащие федеральных государственных органов (см. Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. - САПП, 1993, N 52, ст. 5073).

В результате проведенной аттестации определяются квалификационные категории и разряды оплаты труда работника.

§4. Аттестация проводится периодически один раз в три-пять лет. Однако в отдельных случаях может проводиться и досрочная аттестация.

Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии утверждаются руководителем учреждения, организации, предприятия и доводятся до сведения аттестуемых работников в срок не менее одного месяца до начала аттестации. А в бюджетной сфере не менее чем за две недели. Если эти сроки нарушены, то результаты аттестации признаются недействительными.

§5. Для отдельных категорий работников существуют гарантии при аттестации. Так, в очередную аттестацию не могут включаться: 1) лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года; 2) молодые специалисты в течение трех лет после окончания учебного заведения (высшего или среднего); 3) беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.

§6. Подготовка к проведению аттестации организуется администрацией учреждения, организации, предприятия при участии соответствующих профсоюзных органов.

Она включает следующие мероприятия: 1) подготовку необходимых документов на аттестацию; 2) разработку графиков проведения аттестации; 3) определение состава аттестационной комиссии; 4) организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестаций.

§7. Для проведения аттестации руководителем предприятия назначается аттестационная комиссия. Она возглавляется заместителем руководителя предприятия. В ее состав включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители выборных профсоюзных организаций. В необходимых случаях могут образовываться несколько аттестационных комиссий.

§8. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого. Аттестация и голосование проводятся при участии в заседании не менее двух третей состава аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим определенной должности и разряду оплаты. Результаты аттестации сообщаются работнику сразу же после голосования.

§9. По результатам аттестации выносится решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности. Следует иметь в виду, что аттестационная комиссия может признать работника соответствующим занимаемой должности и определенным условиям, например, при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через один год.

§10. Решение аттестационной комиссии носит рекомендательный характер. Руководитель учреждения, организации, предприятия с учетом рекомендаций аттестационной комиссии вправе: повысить или понизить должностной оклад; установить, изменить или отменить надбавку к окладу; повысить работника в должности или освободить от должности; понизить или повысить работника в классном звании и квалификационной категории.

§11. В случае признания работника по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности или выполняемой работе руководитель предприятия вправе: 1) оставить его в прежней должности; 2) перевести его на другую работу; 3) может последовать увольнение работника по п. 2 ст. 33 КЗоТ.

§12. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров в РФ.