Статья 40.1 Гарантии реализации права граждан на труд
.Статья 40.1 Гарантии реализации права граждан на труд
Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации: свободу выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны федеральной службы занятости; предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений; бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии; компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости; возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан; правовую защиту от необоснованного увольнения.
Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации права граждан на труд определяются законодательством (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).
Комментарий к статье 40-1 КЗоТ РФ
§1. Название данной главы указывает, что содержащиеся в ней правовые нормы направлены на обеспечение занятости и реализацию права граждан на труд. Все вместе это отражает два из основных принципов российского трудового права: 1) обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда в соответствии со ст. ст. 17, 18 и 37 Конституции РФ; 2) обеспечение права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице в соответствии со ст. ст. 32, 34 и 37 Конституции РФ.
Основные принципы правового регулирования труда - это главные положения сути действующего трудового законодательства, которые в то же время указывают и направления дальнейшего развития этого законодательства. В их содержании отражаются не только субъективные соответствующие трудовые права и трудовые обязанности (в данном случае свобода труда и право на труд), но их юридические гарантии. И абсолютное большинство норм трудового законодательства являются юридическими гарантиями соответствующих трудовых прав и трудовых обязанностей.
Гарантиями трудовых прав называются условия, средства и способы обеспечения реального осуществления (реализации) и защиты этих прав. По содержанию гарантии делятся на социально-экономические, юридические и организационные. И часть вторая ст. 40-1 предусматривает, что правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации права граждан на труд определяются законодательством.
В отношении экономических гарантий следует добавить, что они определяются и состоянием экономики страны, уровнем развития производства, ростом рабочих мест, а также и уровнем наличия безработицы в стране, которая пока не сокращается, а, наоборот, с каждым годом возрастает.
Обеспечение занятости - это комплекс социально-экономических, юридических и организационных гарантий, способствующих борьбе с безработицей, реализации всеми желающими своего права на труд, помощь нуждающимся в содействии в подыскании подходящей работы и трудоустройстве.
§2. В статье 40-1 КЗоТ перечислены не исчерпывающие, а лишь основные гарантии реализации права граждан на труд и указывается, что их гарантирует государство. Каждое из закрепленных в ней основных гарантий довольно емкое понятие, гарантированное целой определенной системой норм трудового законодательства, закрепленных в первую очередь в КЗоТ РФ и в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от 15 июля 1992 г. (Ведомости РФ, 1991, N 18, ст. 565; 1992, N 34, ст. 1974) и от 20 апреля 1996 г. (Российская газета, 6 мая 1996 г. В дальнейшем - Закон РФ о занятости, который дается в новой его редакции от 20 апреля 1996 г.). Гарантии реализации права на труд являются одновременно и гарантиями занятости.
§3. Закон РФ о занятости закрепил в ст. 5 основные принципы государственной политики в области содействия занятости и среди них такие, как: а) обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; б) развитие трудовых ресурсов; в) предупреждение массовой и сокращении длительной (более одного года) безработицы; г) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; д) обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер в этом для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, т.е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве; е) сочетание местных мер с централизованными в области занятости; ж) поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и другие принципы, т.е. главные направления государственной политики в области занятости.
§4. Занятость - это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход). Она означает, что гражданин фактически реализует свободу выбора вида занятости и свое право на труд.
Занятыми считаются граждане (ст. 2 Закона РФ о занятости): 1) работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы; 2) самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально-трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов; 3) избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность; 4) военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел; 5) трудоспособные учащиеся любых очных учебных заведений, включая обучение по направлению Службы занятости; 6) временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т. п.; 7) выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда).
Как видно из указанного, существуют различные виды занятости, и понятие "занятые граждане" значительно шире понятия "работники", поскольку последние лишь один из видов занятости, хотя и самый многочисленный.
§5. Свобода выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда (неполным рабочим временем, вахтовым методом и т.п.) означает, что гражданин, постоянно проживающий на территории Российской Федерации, свободно распоряжается своей способностью к производительному и творческому труду. Никто за него делать это не имеет права. Он свободно по своему волеизъявлению выбирает любой из видов занятости: производительный труд или творческий, военная служба или индивидуальная трудовая деятельность, или учеба для подготовки к труду и т.д.
Поскольку принуждение к труду запрещено, то незанятость гражданина не может служить основанием для правовой ответственности. Реализовать свое право на труд в каком-либо виде занятости или не реализовывать его вообще решает свободно только сам гражданин.
§6. Но ныне в нашей стране есть и вынужденно незанятые, то есть безработные, ищущие работу.
Безработным признается гражданин только трудоспособный как по возрасту, так и по состоянию здоровья, не имеющий работы и заработка (не учитываются при этом оплата за общественные работы по направлению службы занятости, выходное пособие и средний заработок высвобожденного работника), зарегистрированный службой занятости как безработный в целях поиска подходящей работы и готовый к ней приступить. Это понятие ст. 3 Закона о занятости. Но есть много безработных, не зарегистрированных Службой занятости, самостоятельно ищущих работу или отчаявшихся ее найти.
§7. Подходящей работой считается такая, в том числе временная, которая соответствует профессиональной пригодности с учетом уровня подготовки (квалификации), условиям последнего места работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Для впервые ищущих работу, не имеющих специальности, квалификации, для отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию, получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы, для состоящих на учете Службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет неработавших и лиц, обратившихся в органы Службы занятости после окончания сезонных работ, подходящей будет любая оплачиваемая работа, включая временную.
Не может считаться подходящей работа, когда: 1) она связана с переменой места жительства без согласия на то гражданина; 2) условия труда на ней не соответствуют правилам и нормам по охране труда; 3) заработок на ней ниже среднего заработка гражданина за последние три месяца по последнему месту работы. А если его последний заработок превышал средний уровень заработка в данном субъекте Российской Федерации, то подходящей не может считаться работа, если заработок на ней ниже среднего уровня на территории данного субъекта РФ (ст. 4 Закона о занятости).
§8. Служба занятости бесплатно содействует в подборе подходящей работы и трудоустройстве граждан. Закон РФ о занятости в разделе II закрепил право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство.
Содержание этого права очень емкое и весь указанный Закон направлен на реализацию этого права.
Трудоустройство - это процесс подыскания подходящей работы, подготовки к ней и устройства на эту работу. Трудоустройство может осуществлять сам гражданин без помощи какого-либо органа (сам подыскал работу и устроился на нее). Но оно может осуществляться и с помощью государственной службы занятости, ее центров на местах.
В отличие от самостоятельного трудоустройства, при котором сам гражданин решает подходит работа или нет, при трудоустройстве через содействие службы занятости этот орган определяет в соответствии с законом подходит или нет гражданину предлагаемая работа.
К трудоустройству относится и перевод с согласия работника, подлежащего увольнению не по его вине, на другую работу на данном предприятии, в учреждении, организации. Это так называемое внутреннее (внутри предприятия) трудоустройство лежит на обязанности администрации (см. часть II ст. 33 КЗоТ и комментарии к ней).
§9. Для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, трудовое законодательство предусматривает дополнительные специальные гарантии обеспечения занятости, трудоустройства, реализации ими права на труд. Так, для приема на работу, трудоустройства инвалидов устанавливаются квоты (бронь) для государственных и муниципальных предприятий органами местного самоуправления со службой занятости, а для других предприятий по специальным договорам, заключаемым с ними органом местного самоуправления.
Гражданина, направляемого службой занятости в счет квоты на предприятие, администрация обязана принять на работу, иначе это будет необоснованный отказ в приеме на работу, который гражданин может оспорить в суде.
Квотирование рабочих мест (квота) - это определение минимальной численности лиц, подлежащих трудоустройству на данном предприятии, в процентах к среднесписочной численности работников. Оно производится в основном для инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Квоты для приема инвалидов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Механизм введения квоты и ее размер определяются Правительством РФ. Для инвалидов размер квоты устанавливается с учетом ранее принятых на работу инвалидов, не менее 5% от среднесписочной численности работников.
Указ Президента РФ от 25 марта 1993 г. "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов" (Бюллетень Минтруда РФ, 1993, N 5, с. 12-15) предусматривает: 1) установление квоты для приема на работу инвалидов для предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности; 2) при несоблюдении предприятиями приема по этой квоте они должны платить в фонд занятости определенные суммы. Указ предусмотрел и другие меры по вопросам профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов, их подготовке и переподготовке.
К особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы относятся кроме инвалидов также: молодежь, одинокие и многодетные родители, имеющие несовершеннолетних детей; женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; лица предпенсионного возраста; лица, длительное время не имеющие работы; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда; беженцы, вынужденные переселенцы. Для этих граждан государство обеспечивает дополнительные гарантии путем организации обучения по специальным программам и других мер. Для них также устанавливаются квоты приема на работу (ст. 13 Закона о занятости населения в РФ). См. Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите, утвержденное постановлением Минтруда РФ от 11 июня 1992 г. (СНАОТ, ч. I, с. 97-100. М., 1995, Изд. Брандес).
Для инвалидов утвержден постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150 (СНАОТ, ч. I, с. 109-111. М., 1995. Изд. Брандес) перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. В этот перечень вошло более ста видов профессий (различные операторы, счетные работники, автоматчики, лаборант, садовник, учитель, фотограф, юрист и др.).
§10. Служба занятости в учебных ее центрах или в иных учебных заведениях по договорам с ними организует профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан в случаях, когда: а) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у безработного необходимой профессиональной квалификации; б) необходимо изменить старую профессию (квалификацию) из-за отсутствия работы по ней; в) гражданин утратил способность выполнять работу по прежней его профессии (специальности).
Право приоритетного направления на переподготовку имеют безработные, у которых истек срок выплаты пособия по безработице.
Учащимся безработным выплачивается стипендия на период переподготовки, профессиональной подготовки по направлению службы занятости в размере до 100% среднего заработка в данной местности, но не ниже минимального размера выплаты пособия по безработице в зависимости от наличия годичного трудового стажа и причины утраты способности к прежнему труду и других обстоятельств в соответствии со ст. 29 Закона о занятости.
§11. Выпускники высших и средних специальных учебных заведений обеспечиваются подходящей работой на предприятиях, в учреждениях, организациях в соответствии с заранее поданными заявками по договору данного производства с учебным заведением или когда производство платило стипендию в период учебы данному выпускнику. Ныне такие договоры учебные заведения с производством на подготовку квалифицированной рабочей силы, специалистов заключают далеко не на весь контингент выпускников, предоставляя им возможность самостоятельно трудоустраиваться.
§12. Служба занятости может предложить безработному, в том числе и выпускнику учебного заведения, подходящую работу в другой местности. И если он согласен на это, то ему выплачиваются компенсации затрат по переезду на работу в другую местность в соответствии с законодательством (см. ст. 116 КЗоТ и комментарии к ней), которые выдаются службой занятости за счет средств работодателя, доверившего службе заключать такие договоры.
§13. Гражданин имеет право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей (ст. 10 Закона о занятости населения в РФ).
§14. Реализация права граждан на труд обеспечивается и такими социальными гарантиями, как выплата службой занятости за счет средств фонда занятости безработному (с момента его регистрации службой) пособия по безработице, а также возможное в это время направление безработного временно на оплачиваемые общественные работы.
Пособие по безработице выплачивается всем зарегистрированным безработным гражданам (включая инвалидов III группы) с первого дня регистрации в качестве безработного. Оно выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации не реже двух раз в месяц. Размер пособия безработным, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев до начала безработицы имели оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель, т.е. трех месяцев. В этом случае размер пособия по безработице первые три месяца - 75 процентов среднемесячного заработка по последнему месту работы, следующие четыре месяца - 60 процентов, в дальнейшем 45 процентов к средней зарплате за год по последнему месту работы, но не выше среднего заработка на территории данного субъекта Российской Федерации и не ниже минимального уровня оплаты труда (см. Временная инструкция о порядке исчисления пособий по безработице. Утв. Пост. Минтруда РФ от 11 июня 1992 г., N 21е. СНАОТ, ч. I. М., 1995. Изд. Брандес, с. 119-121). В иных случаях пособие по безработице устанавливается в размере минимальной оплаты труда. При наличии у безработного иждивенцев размер пособия увеличивается на половину минимальной оплаты труда на каждого иждивенца, но не более на всех полуторного ее размера (ст. 33 Закона о занятости населения в РФ). Срок его выплаты не может превышать 12 месяцев, за исключением лиц предпенсионного возраста, которым срок увеличивается на две недели за каждый год превышения трудового стажа сверх требуемого для права на пенсию по старости. При этом срок выплаты им пособия может быть увеличен до 24 месяцев. Они также имеют право по предложению службы занятости перейти на пенсию по старости досрочно, но не ранее двух лет до пенсионного возраста (в том числе и на льготных условиях) (ст. 32 Закона о занятости населения в РФ). Выплата пособия по безработице прекращается, может быть отложена, приостановлена или сокращен его размер органами службы занятости в случаях, указанных в ст. 35 Закона о занятости населения в РФ. Гражданам, потерявшим право на пособие по безработице, членам семьи безработного может быть оказана материальная помощь, включая дотации за жилье, коммунальные услуги, транспорт, за пользование услугами здравоохранения и общественного питания (ст. 36 Закона о занятости). Безработным и членам их семей такая материальная помощь за счет средств государственного фонда занятости оказывается в соответствии с примерным Положением об этом, утвержденным Приказом Федеральной службы занятости России N 78 от 18 июня 1993 г. (СНАОТ, ч. I, М., 1995, изд. Брандес, с. 121-127).
§15. Федеральная государственная служба занятости обязана: анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда; вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию, оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, в том числе на контрактной основе, а работодателям - в подборе необходимых работников. Служба занятости обязана также оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения и проводить другие мероприятия, предусмотренные ст. 12 Закона о занятости населения в РФ. Основные права службы занятости закреплены в ст. 15 этого Закона. Центры занятости населения в районах и городах, в краях и областях подчиняются в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Руководителем службы занятости является Председатель Государственного комитета Российской Федерации по занятости населения. Назначение и освобождение от должности руководителей органом службы занятости всех уровней производится вышестоящим органов службы занятости по представлению соответствующего органа исполнительной власти и с последующим утверждением соответствующим органом государственной власти. Ст. 25 Закона о занятости населения в РФ.
Финансирование службы занятости и ее деятельности осуществляется за счет средств фонда занятости.
§16. В целях обеспечения временной занятости населения местные органы власти по предложению и при участии службы занятости организуют оплачиваемые общественные работы на собственных (муниципальных) предприятиях, в учреждениях, организациях и по договорам - на других производствах.
С лицами, желающими в них участвовать, заключается срочный трудовой договор.
Занятые на общественных работах безработные продолжают считаться безработными и могут получать пособие по безработице и одновременно получать оплату за общественные работы от соответствующих производств. На них распространяется в период общественных работ трудовое законодательство. Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 мая 1992 г. "Об организации общественных работ" не относятся к этим работам ликвидация аварий и другие работы в чрезвычайных обстоятельствах, стихийных бедствиях.
§17. О правовой защите от необоснованного увольнения см. гл. XIV КЗоТ и комментарии к ней (к ст. ст. 210 - 215), а также ст. ст. 34 и 35 КЗоТ и комментарий к ним.
При ликвидации предприятия, учреждения, организации установлено ст. 170 КЗоТ обязательное трудоустройство увольняемых беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей с детьми до 14 лет или ребенком-инвалидом до 16 лет. Его осуществляет правопреемник, т.е. юридические или физические лица, которым передаются имущество, финансовые и другие средства ликвидируемого предприятия, учреждения, организации. При отсутствии правопреемников обязательное оказание помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве осуществляется органами службы занятости. См. Указ Президента РФ от 5 июня 1992 г. N 534 (Ведомости РФ, 1992, N 24, ст. 1329).