Статья 77. Оплата по труду

.

Статья 77. Оплата по труду

Оплата по труду каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается.

Запрещается какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работника в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

 

Комментарий к статье 77 КЗоТ РФ

 

§1. Предоставление партнерам на рынке труда полной свободы самостоятельно устанавливать размер оплаты труда в зависимости лишь от результатов труда без ограничения ее максимальным пределом - одно из объективных требований рыночной экономики.

В то же время государство оказывает косвенное воздействие на размер оплаты труда как отдельного работника, так и на размер фонда оплаты труда организации через налоговую систему.

В соответствии с Федеральным законом от 5 марта 1996 г. "О внесении изменений в ст. 6 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (СЗ РФ, 1996, N 11, ст. 1015) с 1 января 1996 г. подоходный налог с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, взимается в следующих размерах:

 

Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" с 1 января 1999 года установлены новые ставки подоходного налога

 ---------------------------------+--------------------------------------Размер облагаемого совокупного | Сумма налога дохода, полученного в календар- | ном году | ---------------------------------+--------------------------------------До 12 000 000 руб. | 12 процентов ---------------------------------+--------------------------------------От 12 000 001 до 24 000 000 руб. |1 440 000 руб. + 20 процентов с суммы,

|превышающей 12 000 000 руб. ---------------------------------+--------------------------------------От 24 000 001 до 36 000 000 руб. |3 840 000 руб. + 25 процентов с суммы,

|превышающей 24 000 000 руб. ---------------------------------+--------------------------------------От 36 000 001 до 48 000 000 руб |6 840 000 руб. + 30 процентов с суммы,

|превышающей 36 000 000 руб. ---------------------------------+--------------------------------------От 48 000 001 руб. и выше |10 440 000 руб. + 35 процентов с суммы,

|превышающей 48 000 000 руб. ---------------------------------+--------------------------------------

С сумм коэффициентов и с сумм надбавок за стаж работы, начисляемых к заработной плате и выплачиваемых в соответствии с законодательством за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных, пустынных и безводных районах и других местностях с тяжелыми климатическими условиями, налог взимается только у источника выплаты отдельно от других доходов по ставке 12 процентов.

В случае, если сумма вычетов, предусмотренных настоящим Законом, будет превышать основной заработок или пособие по безработице, а вместе с коэффициентом и надбавками общая сумма оплаты труда превысит сумму указанных вычетов, то исчисление налога должно производиться с совокупной суммы основного заработка, коэффициента и надбавок.

Суммы подоходного налога исчисляются в полных рублях.

Косвенное воздействие на фонд оплаты труда государство оказывает путем начисления следующих налогов на фонд заработной платы: в Пенсионный фонд - 28%; в Фонд социального страхования - 5, 4%; в Фонд обязательного медицинского страхования - 3, 6%; в Фонд содействия занятости населения - 2%; транспортный налог 1%; налог на нужды образовательных учреждений - 1%.

В фонд заработной платы включается оплата за отработанное время: заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время; зарплата, начисленная за выполненную работу работникам по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг); стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты; премии и вознаграждения (включая стоимость натуральных премий), носящие регулярный или периодический характер, независимо от источников их выплаты; стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей, допуск к государственной тайне и т. п.); ежемесячные или ежеквартальные вознаграждения (надбавки за выслугу лет, стаж работы, кроме вознаграждения по итогам работы за год), годового вознаграждения за выслугу лет (стаж работы); компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда: выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (по районным коэффициентам, коэффициентам за работу в пустынных, безводных местностях и в высокогорных районах, процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями), доплаты за работу во вредных или опасных условиях и на тяжелых работах, доплаты за работу в ночное время, оплата работы в выходные и праздничные дни, оплата сверхурочной работы, оплата работникам за дни отдыха (отгулы), предоставленные в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ, при суммированном учете рабочего времени и в других случаях, установленных законодательством, доплаты работникам, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте (руднике) от ствола к месту работы и обратно; оплата труда квалифицированных рабочих, руководителей, специалистов предприятий и организаций, освобожденных от основной работы и привлекаемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; комиссионное вознаграждение, в частности, штатным страховым агентам, штатным брокерам; гонорар работникам, состоящим в списочном составе работников редакций, журналов и иных средств массовой информации; оплата услуг работников бухгалтерий за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы; оплата специальных перерывов в работе; выплата разницы в окладах работникам, трудоустроенным из других предприятий и организаций, с сохранением в течение определенного срока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы; выплата разницы в окладах при временном заместительстве; суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы на предприятии, согласно специальным договорам с государственными организациями (на предоставление рабочей силы, например, военнослужащих) как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям; оплата труда лиц, принятых на работу по совместительству; оплата труда работников несписочного состава (за выполнение работ по гражданским договорам, если расчеты за выполненную работу производятся предприятием с физическими, а не с юридическими лицами). При этом размер средств на оплату труда физических лиц определяется, исходя из сметы на выполнение работ (услуг) по этому договору и платежных документов. Оплата услуг (гонорар) за переводы, консультации, чтение лекций, выступление по радио и телевидению и т.д. Оплата за неотработанное время: оплата ежегодных и дополнительных отпусков (без денежной компенсации за неиспользованный отпуск); оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам; оплата льготных часов подростков; оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях; оплата за период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение вторым профессиям; оплата труда работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей; оплата, сохраняемая по месту основной работы за работниками, привлекаемыми на сельскохозяйственные и иные работы; суммы, выплаченные за счет средств предприятия, за непроработанное время работникам, вынужденно работавшим неполное рабочее время по инициативе администрации; оплата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемого после каждого дня сдачи крови; оплата простоев не по вине работника; оплата за время вынужденного прогула.

В фонд заработной платы включаются единовременные поощрительные выплаты: единовременные (разовые) премии независимо от источников их выплаты; вознаграждение по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы); материальная помощь, предоставленная всем или большинству работников (кроме материальной помощи, предоставленной отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.д.); дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска (сверх нормальных отпускных сумм в соответствии с законодательством); денежная компенсация за неиспользованный отпуск; стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций; другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков.

Выплаты на питание, жилье, топливо также включаются в фонд заработной платы: стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики (в соответствии с законодательством) питания и продуктов; оплата (полная или частичная) стоимости питания, в том числе в столовых, буфетах, в виде талонов, предоставления его по льготным ценам или бесплатно (сверх предусмотренной законодательством); стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики (в соответствии с законодательством) жилья и коммунальных услуг или суммы денежной компенсации за непредоставление их бесплатно; средства на возмещение расходов работников по оплате жилья (сверх предусмотренных законодательством); стоимость бесплатно предоставленного работникам топлива.

Указанные выше виды выплат, включаемые в состав фонда заработной платы, предусмотрены Инструкцией о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утв. Постановлением Госкомстата России от 10 июля 1995 г. N 89 по согласованию с Минэкономики, Минфином, Минтруда и Центральным банком России (Бюлл. Минтруда РФ, 1995, N 9). В связи с утверждением данной Инструкции, введенной в действие с 1 января 1996 г., утратила силу Инструкция о составе средств, направляемых на потребление, утв. Госкомстатом России 13 октября 1992 г. N 6-3/124.

§2. Часть 2 ст. 77 КЗоТ закрепляет принцип равной оплаты за равный труд. В условиях формирования рынка труда становится правилом установление размера оплаты труда на основе договорного регулирования (коллективного и индивидуального), что создает эффект полной свободы основных партнеров на рынке труда и невмешательства государства в регулирование заработной платы (кроме нормирования оплаты труда работников, занятых в бюджетной сфере). Такое положение, казалось бы, дает повод сделать концептуально важный вывод: рынок труда и принцип равной оплаты за равный труд - явления, взаимоисключающие друг друга. Однако право на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия последовательно закрепляется в международных актах (Всеобщей Декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах) и в нормах российского законодательства. Что же включается в содержание данного права? Прежде всего это запрещение дискриминации в оплате труда. Первоначально основанием для дискриминации в оплате труда, запрещенной международной конвенцией, стал признак пола. Конвенция N 100 "Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности" (1951 г.), ратифицированная СССР 4 апреля 1956 г., распространяет принцип равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности как на основную заработную плату, так и на всякие иные вознаграждения, предоставляемые прямо или косвенно в деньгах или в натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним какой-либо работы. Она определяет "равное вознаграждение" за труд равной ценности как вознаграждение, определяемое без дискриминации по признакам пола. Затем перечень оснований, по которым запрещается дискриминация в оплате труда, существенно был расширен. СССР ратифицировал Конвенцию N 111 "Дискриминация в области труда и занятий" (1958 г.), в которой дискриминация определяется как "всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения, социального происхождения (или по любой другой причине, оговоренной государством) и приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей доступа к труду и к различным занятиям, а также к профессиональному обучению". Указанные основания дискриминации признаются недопустимыми не только при решении проблем "доступа к труду", но и для реализации других прав человека в сфере труда, включая право на равное вознаграждение за равный труд.

Содержание части 2 ст. 77 КЗоТ не охватывает полного перечня оснований дискриминации, указанного в Конвенции N 111. В связи с этим возникает вопрос о правомерности установления различной оплаты за труд равной ценности, например, работнику, придерживающемуся демократических убеждений, по сравнению с работником с другими политическими взглядами либо имеющим иное социальное происхождение. На практике к числу оснований понижения оплаты труда иногда относят предстоящее сокращение численности или штата работников: администрация "замораживает" размеры должностных окладов работников, занимающих должности, которые подлежат сокращению, повышая оклады (ставки) по другим аналогичным должностям, не подлежащим сокращению. Судебная практика признает подобные действия работодателя противоречащими Конституции РФ и законодательству о труде (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 декабря 1992 г. и постановление Президиума Верховного Суда РФ от 31 августа 1994 г. - Бюлл. Верховного Суда РФ, 1993, N 4, с. 2; 1995, N 5, с. 8).

Очевидно закрепить исчерпывающий перечень оснований, по которым не допускается дискриминация в оплате труда, вряд ли возможно. Именно поэтому Конституция РФ, закрепляя право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (ст. 37), тем самым запрещает любую дискриминацию в оплате труда равной ценности. Возможна ли реализация данного права в условиях рыночной экономики, неотъемлемым элементом которой является рынок труда? На первый взгляд, напрашивается отрицательный ответ, поскольку никто не может диктовать покупателю и продавцу рабочей силы, на каких условиях заключать договор. Они не должны устанавливать условия, лишь ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством о труде, например, предусматривать оплату труда ниже минимальной, предусмотренной законом. Что же касается ее максимального предела, то стороны могут определить его на любом уровне. Таким образом, работодатель вправе предложить работнику (кроме тех, кто занят в бюджетной сфере) размер вознаграждения за труд выше либо, наоборот, ниже того, который предлагают другие работодатели за такой же труд. Право последнего согласиться или не согласиться с этим предложением. Однако в силу действия законов рынка цена товара одинакового достоинства выравнивается. Это действие распространяется и на такой товар, обладающий уникальными свойствами, как рабочая сила. Следовательно, рынок труда выступает в качестве регулятора цены рабочей силы по принципу одинаковой оплаты за труд равной ценности. В то же время на функцию рынка труда формировать цену товара оказывает непосредственное воздействие и такой фактор, как соотношение спроса и предложения на данный товар: чем выше спрос и меньше предложение, тем выше оплата труда данной ценности, и наоборот, чем меньше спрос и выше предложение, тем ниже опускается оплата такого труда, который рискует оказаться невостребованным.

§3. Оплата по труду предполагает также, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения (ст. 23 Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступивший в силу для СССР 3 января 1976 г., предусматривает, что участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся: справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями Настоящего Пакта... (ст. 7). Участвующие в Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни... (ст. 11). Очевидно, вознаграждение за труд призвано обеспечить работнику и его семье достаточный жизненный уровень, гарантируя удовлетворение основных потребностей человека, о которых говорится в Пакте.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда... (ст. 7). Другими словами, государство придает минимальному размеру оплаты труда значение социального стандарта, функция которого состоит в том, чтобы обеспечить в соответствии с обязательствами, взятыми на себя по Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах, реализацию каждым работником права на достаточный жизненный уровень. В связи с этим весьма актуальными являются условия о разработке системы минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня и качества жизни населения и уточнении методики определения структуры и стоимостной величины потребительских расходов в пределах прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения, содержащиеся в Генеральном соглашении на 1996-1997 годы между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации (РГ от 16 января 1996 г.).