Статья 78. Минимальный размер оплаты труда
.Статья 78. Минимальный размер оплаты труда
Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного Верховным Советом Российской Федерации минимального размера оплаты труда.
В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).
Комментарий к статье 78 КЗоТ РФ
§1. Свобода партнеров на рынке труда по установлению любых условий договора о найме труда ограничена государством в части нижней границы оплаты труда. Государство не допускает даже по обоюдному соглашению сторон устанавливать оплату труда ниже минимального размера, предусмотренного законом. Минимальный размер оплаты труда выполняет функцию социального стандарта, обязательность которого обеспечивается силой закона.
Защита от неоправданно низкой заработной платы предусмотрена Конвенцией N 131 "Установление минимальной заработной платы" (1970 г.). В соответствии с этой Конвенцией государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, включают потребности трудящихся и их семей, экономические соображения, включая требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости. Данная Конвенция нашей страной до сих пор не ратифицирована.
Наиболее оптимальным показателем нижней границы социального стандарта уровня жизни населения считается прожиточный минимум. В связи с чем Генеральное соглашение на 1996-1997 гг. предусматривает разработку и осуществление комплекса мер по приближению в 1996-1997 гг. тарифной ставки I разряда Единой тарифной сетки и минимального размера оплаты труда к размеру прожиточного минимума для граждан трудоспособного возраста. Работа над проектом закона о прожиточном минимуме в нашей стране ведется уже давно.
§2. Право на получение месячной оплаты труда не ниже минимального размера, устанавливаемого законом, имеют только те работники, которые выполняют нормы труда, рассчитанные на месячный период. О нормах труда см. комментарий к ст. 102 КЗоТ РФ. К числу таких норм относится и месячная норма рабочего времени. Законодательство о труде предусматривает возможность установления по соглашению сторон неполного рабочего времени (см. комментарий к ст. 49 КЗоТ РФ). В этом случае оплата труда производится пропорционально отработанному времени и закон не гарантирует, что конечная оплата труда должна быть не ниже минимального размера, предусмотренного законом.
Действующее законодательство предусматривает гарантии в оплате труда, когда не по вине работника не выполнены нормы выработки, допущен брак продукции, имел место простой. Во всех названных выше случаях оплата не может быть ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда, но в то же время она, очевидно, не может быть также ниже и минимального размера заработной платы. Это относится к оплате как квалифицированного, так и неквалифицированного труда, когда оплата производится по первому разряду и размер самой тарифной ставки равен минимальному размеру оплаты труда.
§3. Ст. 78 предусматривает, что в минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии, иные поощрительные выплаты. Следовательно, все виды доплат, надбавок, премий, других выплат начисляются на основную заработную плату, размер которой не может быть ниже минимального, установленного законом.
Какие же виды доплат и надбавок, премий могут начисляться к основной заработной плате? К их числу относятся: доплаты за совмещение профессий, должностей, допуск к государственной тайне; премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер; ежемесячные или ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы; компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда; выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда; доплаты за работу во вредных или опасных условиях и на тяжелых работах; доплаты за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, за сверхурочную работу; оплата специальных перерывов в работе; оплата льготных часов подростков и др. (см. Инструкцию о составе фонда заработной платы и выплат социального характера от 10 июля 1995 г. - Бюлл. Минтруда РФ, 1995, N 9).
§4. Непрерывный рост стоимости жизни, начавшийся в стране, вставшей на путь реформирования экономики, объективно потребовал систематического пересмотра размера минимальной оплаты труда. Механизм такого пересмотра путем индексации денежных доходов населения, включая и оплату труда, предусмотрен ст. 5 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" от 24 октября 1991 г. (РГ от 12 ноября 1991 г.), однако он практически не применяется. Каждое очередное повышение минимального размера заработной платы производится на основании вновь принимаемого закона. Динамика роста этого размера показана в следующей таблице: -------------------+--------------------------+-------------------------+ Дата повышения | Сумма минимальной зара- | Нормативный акт |
| ботной платы | | -------------------+--------------------------+-------------------------+ С 1.10.91 | 180 |Закон РСФСР от 19.04.91 | -------------------+--------------------------+-------------------------+ С 1.12.91 | 200 |Пост. Правительства |
| |РСФСР от 15.11.91 | -------------------+--------------------------+-------------------------+ С 1.01.92 | 342 |Закон РСФСР от 6.12.91 | -------------------+--------------------------+-------------------------+ С 1.05.92 | 900 |Закон РФ от 21.04.92 | -------------------+--------------------------+-------------------------+ С 1.02.93 | 2250 |Закон РФ от 13.11.92 и |
| |пост. Правительства РФ |
| |от 6.01.93 | -------------------+--------------------------+-------------------------+ С 1.04.93 | 4275 |Закон РФ от 30.03.93 | -------------------+--------------------------+-------------------------+ С 1.07.93 | 7740 |Закон РФ от 14.07.93 | -------------------+--------------------------+-------------------------+ С 1.12.93 | 14620 |Указ Президента РФ от |
| |5.12.93 | -------------------+--------------------------+-------------------------+ С 1.07.94 | 20500 |Федеральный закон РФ |
| |от 30.06.94 | -------------------+--------------------------+-------------------------+ С 1.04.95 | 34400 |Федеральный закон РФ |
| |от 20.04.95 | -------------------+--------------------------+-------------------------+ С 1.05.95 | 43700 |Там же | -------------------+--------------------------+-------------------------+ С 1.08.95 | 55000 |Федеральный закон РФ |
| |от 27.07.95 | -------------------+--------------------------+-------------------------+ С 1.11.95 | 57750 |Федеральный закон РФ |
| |от 1.11.95 | -------------------+--------------------------+-------------------------+ С 1.12.95 | 60500 |Там же | -------------------+--------------------------+-------------------------+ С 1.01.96 | 63250 |Там же | -------------------+--------------------------+-------------------------+ С 1.04.96 | 75900 |Федеральный закон РФ |
| |от 22.04.96 | -------------------+--------------------------+-------------------------+
Как видно из приведенной выше таблицы, размер минимальной оплаты труда за время проведения экономических реформ в стране повысился более чем в тысячу раз (на момент начала реформ минимальная заработная плата в СССР составляла 70 руб. в месяц). В то же время за этот период покупательная способность рубля снизилась более чем в пять тысяч раз. Генеральное соглашение на 1996-1997 гг. предусматривает в связи с этим такое условие, как поэтапное восстановление покупательной способности заработной платы.