Статья 184. Организация профессионального обучения на производстве
.Статья 184. Организация профессионального обучения на производстве
Для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, особенно молодежи, администрация предприятий, учреждений, организаций организует индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации (в ред. Закона РСФСР от 7 июля 1987 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 29, ст. 1060).
Комментарий к статье 184 КЗоТ РФ
§1. Актуальной задачей рыночной экономики становится подготовка, повышение квалификации, обучение работников смежным и новым профессиям. Организация подготовки кадров по отраслям народного хозяйства осуществляется соответствующими органами управления.
Непосредственно на предприятиях могут осуществляться: подготовка новых работников; переподготовка (переобучение) работников; обучение вторым профессиям; повышение квалификации.
Подготовка новых работников осуществляется из числа лиц, принятых на работу на предприятие и не имеющих специальности. Женщины и подростки до 18 лет могут обучаться профессиям, которые не запрещены им в соответствии с законодательством об охране труда.
Подготовка новых работников может осуществляться путем индивидуального обучения. При этом ученика прикрепляют к наиболее квалифицированному наставнику или включают в бригаду, где он осваивает работу. Теоретический курс ученик должен освоить самостоятельно (под руководством наставника (бригадира). При бригадной форме обучения ученики объединяются в группы, с которыми проводятся занятия квалифицированными рабочими предприятия. При обучении сложным профессиям применяется курсовая форма подготовки, которая предполагает освоение теоретического курса, проводимого в учебнокурсовых комбинатах, создаваемых министерствами и ведомствами.
Освоение практического курса производится в два этапа: 1) в учебной группе, создаваемой на производственной базе предприятия или учебного комбината; б) непосредственно на рабочем месте в учебной группе под руководством неосвобожденного от основной работы квалифицированного работника. Предприятие, осуществляющее подготовку новых работников, вправе выбрать самостоятельно конкретную форму организации обучения, а также разрабатывать учебные планы и программы обучения.
§2. Переподготовка имеет целью обучение работников, которые уже имеют какую-либо профессию, новым профессиям. Необходимость в переподготовке может возникнуть в связи с отсутствием возможности трудоустроиться по имеющейся профессии либо в связи с потребностями производства. Переподготовка может происходить как с отрывом, так и без отрыва от производства. При этом могут использоваться те же формы обучения, что и для подготовки новых работников (индивидуальная, бригадная, курсовая).
§3. С целью расширения профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям производится обучение вторым (смежным) профессиям.
Исходя из конкретных условий производства, предприятия утверждают перечень вторых профессий, по которым проводится обучение.
§4. Одной из основных обязанностей всех руководящих работников и специалистов является повышение профессионального мастерства. Повышение квалификации работников организуется на соответствующих курсах, школах хозяйствования и передовых методов труда и т.д.
Периодичность обучения работников на курсах повышения квалификации определяется в зависимости от вида обучения от одного раза в год (при краткосрочном обучении по месту работы или в учебных заведениях системы повышения квалификации кадров) до одного раза в пять лет (при длительном периодическом обучении) в учебных заведениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Сложились и развиваются следующие виды повышения квалификации кадров: 1) самостоятельное обучение работника по индивидуальному плану, утвержденному и контролируемому его непосредственным руководителем; 2) участие в производственных семинарах; 3) краткосрочное обучение по месту работы или в учебных заведениях системы повышения квалификации; 4) длительное периодическое обучение в учебных заведениях системы повышения квалификации; 5) стажировка на передовых предприятиях, НИИ, учебных заведениях; 6) обучение в целевой аспирантуре или докторантуре по темам, интересующим предприятие; 7) получение новой специальности (переподготовка) в академиях, на специальных факультетах вузов, институтах повышения квалификации.