Статья 1

.

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Комментарий к статье 1

1. Статья 1 имеет важнейшее значение, ибо она дает определение Российской Федерации, перечисляя ряд ее важнейших признаков, конкретизируемых в ряде дальнейших статей этой главы и всей Конституции.

Российская Федерация - демократическое государство. Это видно из общепризнанных политических и иных прав граждан, о которых говорится в ст. 2 и 6, которые излагаются во многих статьях последующих глав, из перечня форм народовластия - непосредственного и представительного (ст. 3), а также местного самоуправления (ст. 12), из признания идеологического и политического плюрализма, многопартийности (ст. 13), из многих статей последующих глав.

Российская Федерация есть федеративное государство. Это конкретизируется затем в положениях о суверенитете Российской Федерации, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.д. (ст. 4), о составе равноправных субъектов Российской Федерации и основах федеративного устройства (ст. 5), о единстве гражданства Российской Федерации (ст. 6), органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации (ст. 11).

Российская Федерация есть правовое государство. Эта характеристика, долгое время считавшаяся неприемлемой буржуазной выдумкой для обмана трудящихся при современном капитализме, теперь принята и у нас. Зато отвергнуто отождествление права с законом, открывавшее путь к подмене права, которое законодатель обязан соблюдать, законом, который законодатели принимают произвольно. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства - это современный этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества. Его видели то в божественной воле, то в воле народа, то в экономическом базисе и т.п. Маркс считал государство не творцом норм, а только переводчиком объективных потребностей на язык закона.

Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции Российской Федерации в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст. 17), а только признает их, соблюдает и защищает их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

Республиканская форма правления характеризуется отсутствием монарха - обычно наследственного главы государства - и наличием власти у избираемых народом органов. Исторический опыт России привел к тому, что монархия нередко понимается как самодержавие, абсолютизм. Но вопрос сложнее. Демократические режимы многих современных парламентарных конституционных монархий (Великобритании, Нидерландов, Бельгии, Швеции, Японии и др.) вряд ли предпочтительнее тоталитарных политических режимов многих "республик" (Ирака, Сирии, в прошлом СССР, Румынии и др.).

Некоторые важнейшие характеристики Российской Федерации, которые, как и уже названные, еще предстоит полностью оправдать на деле, не "попали" в ст. 1 Конституции. Прежде всего это определение Российской Федерации как социального государства - оно дано в ст. 7 (см. комментарий к ней). Российская Федерация охарактеризована как светское государство в ст. 14 Конституции (см. комментарий к ней). Многие демократические государства "многосторонне" охарактеризованы не в разных статьях, а в их главных конституционных определениях. Так, Франция, согласно ст. 2 ее Конституции, является "светской и социальной Республикой", "ФРГ есть демократическое и социальное федеративное государство" (ст. 20 Основного закона ФРГ). То же самое мы встречаем в конституциях земель ФРГ. Бавария является государством свободным, т.е. республикой (ст. 1), народным (ст. 2), правовым, культурным и социальным (ст. 3). Свободный ганзейский город Гамбург есть демократическое и социальное правовое государство (ст. 3) и т.д.

Определения России как социального и светского государства не были включены в текст ст. 1 Конституции Российской Федерации, так как во время подготовки ее проекта многие политики и ученые совершенно неосновательно усматривали в термине "социальное государство" остаток коммунистической идеологии, а не необходимый признак современного либерального и демократического государства. Термин "светское государство", вероятно, был сочтен не настолько важным, чтобы включить его в ст. 1. Но единая сводная конституционная характеристика российского государства, конечно, охватывает все эти его свойства.

2. В части 2 комментируемой статьи наименования Российская Федерация и Россия определены как равнозначные, т.е. как синонимы. В том же смысле в преамбуле и в ст. 59 употреблены слова "Отечество" и "Родина". Разумеется, вне конституционной терминологии эти слова могут иметь иные смысловые оттенки. Например, наша страна была Россией и до превращения в федерацию.