Статья 7

.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Комментарий к статье 7

1. В дополнение к характеристике, данной в ч. 1 ст. 1 Конституции Российскому государству, настоящая статья называет Российскую Федерацию социальным государством. Нужно сказать, что это понятие впервые употреблено в комментируемой Конституции. В ряде конституций зарубежных государств термин "социальное государство" закреплен достаточно давно. Речь идет, в частности, об Испании, ФРГ, Франции, Турции.

Обычно в теории под социальным государством понимается такое, в котором государственная власть ограничена необходимостью подчинения правам человека и гражданина и установленный государственно-правовой порядок обеспечивает всеобщую свободу, формальное равенство и господство права. Такое ограничение властных начал государства означает недопустимость удовлетворения социально-экономических прав одних в ущерб политической, экономической и духовной свободе других членов общества. Недопустимо также, чтобы вмешательство государства в регулирование экономики наносило ущерб рыночным отношениям. Соблюдение перечисленных требований служит тем правовым фундаментом, на котором демократическое правовое государство может функционировать и как социальное. В социальном государстве на первый план выдвигается общесоциальная деятельность государства, его предназначение быть фактором общественного благополучия. Противоречия, возникающие между различными социальными группами ("низший класс", "средний класс", "высший класс"), разрешаются, как правило, не с помощью государственного принуждения, а путем социальных компромиссов и достижения консенсуса.

Стремление к созданию равных возможностей для всех членов общества имманентно присуще демократическому правовому социальному государству. При этом равные возможности для всех исключают регулирование общественных отношений по принципу привилегий. Социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп, а всех членов общества. Такое государство не может произвольно устанавливать тот или иной порядок регламентации общественных отношений, так как оно связано неотчуждаемостью и приоритетом прав и свобод человека и гражданина как общечеловеческих ценностей.

Политика социального государства в первую очередь направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Свободное развитие человеческой личности достижимо, если права, закрепленные в Конституции и в законах, базируются на признании достоинства человека и если в государстве созданы условия для пользования каждым гражданскими и политическими свободами, равно как и экономическими, социальными и культурными правами.

Важнейшим условием для реализации перечисленных прав и свобод человека и гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости.

Воплощение в жизнь этих общепризнанных международных стандартов в нашем государстве происходит постепенно, по мере накопления соответствующих материальных и других ресурсов и развития рыночной экономики. В настоящее время, по официальной статистике, практически все пенсионеры (около 37 млн. человек) получают пенсию почти в два раза меньше прожиточного минимума, составляющего ныне 345 тыс. руб. в месяц на человека. Примерно 30 процентов работающих граждан имеют доходы на этом уровне или ниже.

Мировое сообщество, придавая большое значение созданию условий для становления действительно свободной человеческой личности, 4 декабря 1986 г. приняло Резолюцию N 41/117 Генеральной Ассамблеи ООН "Неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав" (СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989, с. 543-544). В этом документе подчеркивается, что все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы и что развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав. И те и другие права должны быть объектом равного внимания государства.

Сказанное, однако, не означает, что при предоставлении человеку социальной защиты государство превращается в некоего доброхота, продуцирующего социальное иждивенчество. Напротив, ему не следует подавлять свободное использование каждым своих способностей для трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, сковывать инициативу и предприимчивость, заинтересованность в результатах своего труда. Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собственными усилиями достигали нормального материального достатка для себя и своей семьи, а социальную защиту от государства, общества получали бы лишь те категории граждан, которые обычно в любом обществе признаются социально уязвимыми (инвалиды, старики, дети и т.д.).

2. В части 2 комментируемой статьи конкретизированы направления деятельности социального государства и перечислены соответствующие гарантии. По своей природе они являются чаще всего юридическими гарантиями, хотя могут быть и организационными. Под юридическими гарантиями принято понимать закрепленные в Конституции, законах и иных правовых актах условия и средства, обеспечивающие реальные возможности охраны и беспрепятственного осуществления, включая восстановление, прав и свобод человека и гражданина и надлежащего исполнения обязанностей.

Труд является частью нормального образа жизни человека. В государственно-организованном обществе использование способности трудиться подлежит правовому регулированию, за исключением тех случаев, когда труд осуществляется работником индивидуально, а не в коллективе. Труд является той областью, где экономические и социальные факторы сливаются воедино и как в фокусе концентрируются проблемы и противоречия, с которыми сталкивается любое общество. Трудовые отношения возникают между работодателем и свободным работником и опосредуют найм рабочей силы. Поэтому в них всегда присутствует определенная противоречивость интересов участников. Работодатель, как собственник средств производства, заинтересован в росте производительности труда и в увеличении прибыли. Наемный работник, как собственник своей способности трудиться, стремится к ее повышенной охране и к росту заработной платы. Таким образом, наличие противоречий производственного и социального характера заложено в самой природе трудового отношения. Кроме того, подчиненность наемного работника в процессе труда работодателю диктует необходимость проведения соответствующей политики государства, при которой контролируется эксплуатация наемного труда, а труд всегда охраняем. Охрана труда - это гарантированность государством не только здоровых и безопасных условий труда, но и минимального размера оплаты труда.

Государство, как это следует из содержания данной конституционной нормы, обеспечивает социальную защиту и по другим направлениям, развивая для этого системы социальных выплат (пенсий, пособий, компенсаций), здравоохранения и социальных служб для государственной поддержки лиц с семейными обязанностями, инвалидов и пожилых граждан, а также в целях охраны здоровья людей. Более подробно о каждой из этих гарантий применительно к конкретным правам и свободам граждан см. комментарии к ст. 37-43.