Статья 14

.

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Комментарий к статье 14

1. Статья определяет Российскую Федерацию как светское государство. Это означает: отсутствие какой-либо церковной власти над органами государственной власти; отсутствие исполнения церковью, ее иерархами каких-либо государственных функций; отсутствие обязательного вероисповедания для государственных служащих; непризнание государством юридического значения церковных актов, религиозных правил и т.п. как источников права, обязательных для кого-либо; отказ государства от финансирования расходов какой-либо церкви. Эти и другие правила этого рода входят в понятие светского государства. Определив Российскую Федерацию как светское государство, Конституция тем самым устанавливает эти положения. Вместе с тем в понятие светского государства входит и ряд его признаков, прямо указанных в нескольких статьях Конституции или вытекающих их этих статей. Это запрещение разжигания религиозной розни (ст. 13), ненависти или вражды (ст. 29), свобода совести (ст. 28), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, религиозных убеждений, принадлежности к религиозным общественным объединениям и запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам религиозной принадлежности (см. 19), недопущение принуждения кого-либо к выражению своих религиозных убеждений или к отказу от них (ст. 29). Светскому характеру демократического государства, в котором человек, его права и свободы, в том числе свобода совести (ст. 28), являются высшей ценностью, признаваемой и защищаемой государством, не противоречит и право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой (ст. 59) по религиозным мотивам.

Светский характер присущ и многим другим высокоразвитым демократическим правовым государствам. Иногда это выражается прямо, как, например, в ст. 2 Конституции Франции: "Франция является... светской... Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо от... религии. Она уважает все верования". В иных случаях это говорится описательно; так, в Конституции США первая поправка (1791 г.) гласит: "Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание..." Светским государством является и Турция (ст. 2 ее Конституции 1982 г.), где подавляющее большинство населения - верующие мусульмане.

В некоторых других государствах, где, как и в России, светский характер государства сочетается с явным преобладанием одного из вероисповеданий среди верующих граждан, конституции фиксируют оба эти обстоятельства, однако не называя государство светским. Конституция Италии устанавливает: что граждане равноправны без различия религии (ст. 3), что все религиозные исповедания в равной мере свободны перед законом (ч. 1 ст. 8). Вместе с тем она содержит раздельные положения о католической церкви и иных церквях: о том, что государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере, а их отношения регулируются Латеранскими договорами (ст. 7), что некатолические вероисповедания имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, поскольку они не противоречат итальянскому правовому порядку, а их отношения с государством определяются законом на основе соглашений с органами, представляющими эти вероисповедания (ч. 2, 3 ст. 8).

Конституция Испании 1978 г. в ст. 16 гарантирует индивидам и сообществам свободу идеологии, религии и культов без ограничений в их проявлениях, кроме ограничений, необходимых для охраняемого законом общественного строя. Никто не должен заявлять о том, какой идеологии, религии или веры придерживается. Никакое вероисповедание не является государственным; публичные власти только принимают во внимание существующие вероисповедания и поддерживают отношения с католической церковью и прочими религиозными общинами.

Это происходит и в некоторых странах с преобладанием среди религиозного населения православных христиан. Так, Конституция Болгарии 1991 г. устанавливает: свободу вероисповеданий, отделение религиозных организаций от государства, запрет на использование религиозных общностей и организаций, как и религиозных убеждений, в политических целях (ч. 1, 2, 4 ст. 13) и на образование политических партий на религиозной основе (ч. 4 ст. 11). В литературе отмечается, что последнее предписание имеет в виду турецко-мусульманское меньшинство в этой стране. Но вместе со всем этим установлено, что "традиционной религией в Республике Болгарии является восточноправославное вероисповедание" (ч. 3 ст. 12).

Конституция Греции, демократически решая вопрос о свободе совести и религий, о равноправии религий, в явном противоречии с этим устанавливает: "Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной церкви Христовой" (ст. 3).

В некоторых других демократических странах подобным образом устанавливаются государственные официальные или традиционные религии, количественно преобладающие, но не ограничивающие религиозной свободы иных вероисповеданий. Такое положение занимают, например, англиканская церковь в Великобритании, евангелическая - в Скандинавских странах, мусульманская - в Египте, иудейская - в Израиле и т.д.

Есть и государства, где государственная религия господствует безраздельно. Таковы, например, некоторые мусульманские страны (Иран, Саудовская Аравия и др.).

Но даже в тех странах, где никакая религия не имеет юридического статуса государственной, официальной или хотя бы традиционной (ФРГ, Япония и др.), нередко одна из существующих церквей проявляет стремление создать для себя предпочтительное, преобладающее положение в общегосударственном или региональном масштабе. При этом используется не только многовековая традиция значительной части населения, но и полуофициальная поддержка со стороны властей.

Часть 1 ст. 14 Конституции Российской Федерации запрещает признание какой бы то ни было религии характера государственной или обязательной. По-видимому это означает и недопустимость установления для какой бы то ни было религии ограничивающих или унижающих правил. Исторический опыт России, в котором наряду с традициями религиозной свободы и веротерпимости имели место и государственный характер православной религии, и неравноправие религиозных верований и церквей, и преследования на религиозной почве (даже христианских сект), и огромные по своему размаху гонения на все церкви, террор против духовенства и верующих во времена коммунистического "воинствующего безбожия", и использование властями церкви и религии в своих интересах, и т.д. - убедительно доказывает необходимость сохранения и усиления светского характера государства, свободы совести, равноправия религий и церквей.

Эта проблема сохраняет свое значение еще и потому, что иногда имеют место попытки противопоставить религии друг другу, поставить некоторые из них в неравноправное положение вопреки Конституции и законам России. Таковы, например, выступления части православного духовенства против того, чтобы в Москве, являющейся столицей для всех народов и всех верующих любых вероисповеданий России, на Поклонной горе в мемориале, воздвигаемом в честь всех граждан нашей страны, погибших за Родину в годы Великой Отечественной войны, наряду с православной церковью строились и храмы ряда других конфессий.

Точно так же противоречат светскому характеру государства, свободе совести, равноправию религий и церквей попытки административными мерами властей защищать "традиционные массовые религии" от "зарубежной религиозной экспансии", ограничить проникновение в страну иностранных религиозных миссионеров (хотя ст. 62 ч. 3 Конституции Российской Федерации устанавливает равноправие иностранцев и граждан Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом, для чего в условиях светского государства, свободы совести и равноправия религий не может быть оснований вероисповедного характера).

Никакие устремления клерикального характера несовместимы с конституционными правами человека и гражданина и светским государством.

 

2. Провозглашенные в ч. 2 ст. 14 отделение религиозных объединений от государства и равенство этих объединений перед законом - важнейшие принципы вполне развитого светского государства. Они осуществлены также в США, Франции и многих других странах.

Отделение религиозных объединений от государства имеет большое юридическое значение. Прежде всего это взаимное невмешательство в дела друг друга со стороны религиозных объединений, с одной стороны, и государства, его органов и должностных лиц, с другой. Государство нейтрально в сфере свободы религиозных верований и убеждений. Оно не вмешивается в осуществление гражданами их свободы совести и вероисповедания, в законную деятельность церкви и иных религиозных объединений, не возлагает на них выполнение каких бы то ни было своих функций. Религиозные объединения не вмешиваются в государственные дела, не участвуют в деятельности политических партий, в выборах органов государства и т.п.

Но определенные формы взаимодействия между ними существуют. Государство в соответствии с законом охраняет индивидуальные и коллективные права и свободы верующих, законную деятельность их объединений. Последние имеют право участвовать в культурной и социальной жизни общества.

Эти общественные отношения урегулированы Конституцией и Законом от 25 октября 1990 г. "О свободе вероисповеданий" (ВВС РСФСР, 1990, N 21, ст. 240).

Отделению религиозных объединений от государства противоречат: организация богослужений в государственных учреждениях и государственных предприятиях, участие государственных должностных лиц в качестве таковых (а не в качестве частных лиц, обычных верующих) в религиозных церемониях, помещение в них предметов религиозной символики, финансирование деятельности религиозных объединений, строительства храмов и т.п. за счет государственных средств, попытки сформировать какое-либо отношение к религии или преподавание религиозных дисциплин в государственных учебных заведениях. В частности, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы" запрещает государственным служащим использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры религиозных объединений. В негосударственных учреждениях, предприятиях, школах и т.п. все это возможно (СЗ, 1995, N 31, ст. 2990).

Тот же Закон конкретизирует конституционное положение о равенстве религиозных объединений перед законом. Ни одна религия, церковь или иное религиозное объединение не пользуется никакими преимуществами и не может быть подвергнута никаким ограничениям по сравнению с другими. Поэтому любые проявления подобных тенденций незаконны.

 

О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8