Статья 17

.

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Комментарий к статье 17

1. Часть 1 ст. 17 Конституции затрагивает на первый взгляд некоторые новые, дополнительные аспекты проблем взаимодействия общепризнанных принципов и норм международного права и их места в российской правовой системе. Согласно ч. 1 ст. 17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Упоминание в первую очередь общепризнанных принципов и норм международного права в ч. 1 ст. 17 дает основание для возможных предположений о некотором ином статусе этой категории норм и принципов международного права в правовой системе Российской Федерации, определенном ч. 4 ст. 15 Конституции. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права входят в систему права Российской Федерации, но они не обладают приоритетом над внутренними законодательными актами, как это сделано в отношении международных договоров Российской Федерации. Часть 1 ст. 17 Конституции делает как бы исключение из ч. 4 ст. 15, выделяя из массы общепризнанных принципов и норм международного права общепризнанные принципы и нормы в области прав и свобод человека и гражданина. Согласно ч. 1 ст. 17 в Российской Федерации гарантируются права и человека и гражданина не только конституционно закрепленные, но и устанавливаемые общепризнанными принципами и нормами международного права. В связи с этим высказываются суждения о том, что общепризнанные принципы и нормы, касающиеся прав человека и гражданина, тем самым приравнены по своей юридической силе к конституционным нормам, поскольку пользование такими правами не требует предварительного изменения Конституции Российской Федерации.

Дополнительно эта точка зрения аргументируется ссылками на положение ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой перечисление конституционных прав и свобод не должно толковаться как отрицание и умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный Суд Российской Федерации в своей практике по защите и восстановлению прав человека и гражданина не обнаружил специального повода для анализа и сопоставления положений ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции. Рассматривая дела о неконституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, Конституционный Суд ссылается в обоснование своих решений и на ст. 15 и на ст. 17 Конституции.

Вместе с тем попытку со стороны Суда определить правовую связь между указанными выше положениями Конституции можно подметить в Постановлении по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 42 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" от 10 июля 1995 г. (ВКС, 1995, N 4). В п. 5 мотивировочной части Постановления Суд отметил: "В Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и нормами международного права (ст. 17 Конституции Российской Федерации), которые согласно ст. 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы".

Таким образом, Конституционный Суд не нашел оснований для придания общепризнанным нормам о правах человека особого статуса в правовой системе России.

Конституционный Суд, таким образом, подтвердил одинаковый статус общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе Российской Федерации независимо от сферы и особенностей правового регулирования.

Такое понимание оправдывается и тем, что норма ч. 4 ст. 15 является конституционной основой или принципом. Согласно ч. 2 ст. 16 понимание и применение всех других положений Конституции не должно противоречить установленным основам конституционного строя, и норме ч. 4 ст. 15 в том числе.

Общепризнанные принципы и нормы международного права во многих случаях не могут применяться непосредственно на территории конкретного государства без принятия дополнительных необходимых для их реализации. Однако законодатели, определяя юридические методы и средства, гарантирующие соблюдение прав человека, должны учитывать требования и стандарты, закрепленные в международно-правовых документах.

Эта особенность отражена в тексте комментируемой статьи, где говорится, что права и свободы человека в Российской Федерации признаются и гарантируются в соответствии с настоящей Конституцией. К этому можно добавить: и в соответствии с принимаемыми в ее развитие федеральными законами.

В этой связи возникает вопрос об источниках общепризнанных принципов и норм международного права, определяющих права и свободы человека и гражданина. В отдельных комментариях данной статьи Конституции (см.: Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. Роскадры. М., 1994) источниками таких прав и свобод человека называются Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., другие резолюции ООН, документы других международных организаций, международные договоры, пакты об экономических, социальных и культурных, гражданских и политических правах человека 1966 г. (21-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН), резолюции и документы международных совещаний (документы ОБСЕ, например, Хельсинкский заключительный акт 1975 г.).

Такое мнение не соответствует юридической значимости указанных документов, являющихся по сути своей рекомендациями. Что касается Всеобщей декларации прав человека, то многие ее положения стали конституционными нормами и могут применяться именно как таковые.

 

2. Часть 2 комментируемой статьи посвящена основным правам человека, которые Конституция (ст. 55) отличает от его других, т.е. не основных, или производных, прав. Так, предусмотренное в ст. 8, 9 и особенно в ст. 34, 35 и 36 право каждого или только гражданина России, иметь в собственности имущество, землю и т.п. - есть основное право. Но основанное на нем конкретное право собственности физического лица на определенный объект есть право производное, не основное.

Основные права, т.е. возможность осуществлять свои конституционные и другие правомочия, неотчуждаемы, т.е. отказ от них юридически недействителен. Производные от основных, "другие" права, например право собственности на определенную вещь, отчуждаемы; она может быть продана, подарена и т.п., но это не ущемляет основного права человека иметь в собственности имущество.

Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения. Это принципиальное положение касается происхождения основных прав. Человек имеет основные права от рождения, а не от государства, которое, если следовать этатистским, централистско-бюрократическим теориям, может "даровать" права по своей "милости" или отнимать их по своему произволу. Этот примитивный подход, ставящий в центр всей правовой и политической системы не личность человека и гражданина, а государство, имеет за собой известные исторические традиции абсолютизма, фашизма, милитаризма, великодержавности и т.д. Но он принципиально чужд духу Конституции Российской Федерации 1993 г.

Принадлежность человеку его основных прав от рождения признана многими демократическими государствами и закреплена в ряде конституций и международно-правовых актов, упоминаемых в общей форме в ч. 1 ст. 17. Конституция запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), обязывает органы публичной власти и их должностных лиц предоставлять гражданам информацию, затрагивающую их права и свободы, и предусматривает систему мер государственной судебной и иной защиты прав и свобод человека и гражданина. Нарушенные права человека и гражданина подлежат восстановлению законными действиями лица, которому они принадлежат, или конкретных органов государственной власти или местного самоуправления.

Основные права и свободы человека могут быть ограничены в случаях и в мере, предусмотренных Конституцией и законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Некоторые права могут быть ограничены в случае злоупотребления ими, например право на объединение - запретом создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни и т.п. (ч. 5 ст. 13 и др.). Конституция в ст. 56 и 88 предусматривает возможность в условиях чрезвычайного положения, вводимого Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, устанавливать отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия; но ч. 3 ст. 56 запрещает даже при чрезвычайном положении ограничивать права и свободы, предусмотренные рядом статей Конституции. По-видимому, подобное решение может быть принято и при введении Президентом Российской Федерации военного положения в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (ст. 87).

3. Часть 3 ст. 17 устанавливает важный принцип, обеспечивающий одну из сторон жизни и деятельности цивилизованного общества, каждого человека и гражданина. Конституция должна не только закрепить максимально возможные права и свободы. Поскольку люди, свободно осуществляя свои права и свободы, взаимодействуют друг с другом, интересы, права, действия одних людей могут прийти и приходят в противоречие с интересами, правами и поступками других. Перед культурным обществом стоит задача согласовать эти интересы, способствовать достижению компромиссов даже несовпадающих целей и действий. Прежде всего надо противодействовать разрушающим общество и государство попыткам осуществлять свои права и свободы за счет прав и свобод других лиц, обуздывая проявления эгоизма, своеволия, анархии, обеспечивая общественное согласие, социальное партнерство.

Для решения этих задач важную роль играет соблюдение принципа формального равенства людей перед законом и судом, равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.п. (ст. 19 Конституции). Отсутствие привилегий в пользовании правами и свободами - одно из важнейших положений конституционного права.

Принципы этого рода содержатся в международно-правовых актах, о которых в общей форме говорится в ч. 1 ст. 17. Еще в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека провозглашала равенство всех людей в их достоинстве и правах и призывала их поступать в отношении друг друга в духе братства (ст. 1), допуская ограничение прав и свобод одних людей должным признанием и уважением прав и свобод других людей (ст. 29). А в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. говорится: "Ничто в настоящем Пакте не может толковаться как обозначающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеют право заниматься какой-либо деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте".

Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, к правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения, вызванного нарушением материального и морального ущерба.

Многие другие статьи гл. 2 применяют общий принцип уважения к чужим правам и свободам, к осуществлению человеком и гражданином своих прав и свобод.