Статья 28

.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

 

См. Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. "О свободе вероисповеданий"

 

Комментарий к статье 28

Комментируемая статья включает в себя несколько важных понятий, нуждающихся в разъяснении. Прежде всего речь идет о свободе совести, которая с 1936 г. и до настоящего времени понимается как отношение человека к религии, включающее в основном право иметь религиозные или атеистические убеждения. Представляется, что понимание свободы совести как свободы выбора между религией и атеизмом основано на недоразумении. Российская Федерация есть светское, а не атеистическое государство. Не имея государственной религии и не придерживаясь государственной атеистической политики, государство не может ставить своих граждан перед дилеммой между верой и неверием, тем самым противопоставляя их друг другу.

Суть вопроса состоит в признании государством наличия в обществе многообразных мировоззренческих позиций и убеждений, не всегда сводимых к идеологии и политике и охватывающих науку, культуру, религию и т.д. Поэтому свобода совести равнозначна свободе убеждений и мировоззрений, не имеющих политико-идеологического содержания. В Конституции прямо не сформулировано "право на убеждения", но запрещается принуждение к выражению убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29).

Свобода вероисповедания понимается в комментируемой статье как однопорядковое "свободе совести", но не как равнозначное ей. Это связано прежде всего с религиозным многообразием, исторически сложившимся на территории России. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания. Приобщение человека к конкретному вероисповеданию составляет реализацию свободы вероисповедания. Содержание исповедания любого вероучения раскрывается в ч. 2 ст. 17 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. "О свободе вероисповеданий" (ВВС, 1990, N 21, ст. 240).

Свобода вероисповедания включает право человека в признаваемом им вероучении исповедовать свою веру индивидуально или совместно с другими. Слово "религия" в данной статье является тождественным слову "вера". Индивидуальное или совместное с другими исповедание веры представляет собой совершение религиозных обрядов по правилам, изложенным в конкретном вероучении. Право же не исповедовать никакой религии к вероисповеданию отношения не имеет. Свобода выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения принадлежит людям не только в пределах вероисповедания, но охватывает вообще все человеческие убеждения.

Чтобы свобода выбирать и иметь религиозные и иные убеждения не оставалась только провозглашенным лозунгом, комментируемая статья предусматривает и возможность совершения конкретных действий в соответствии с избранными убеждениями. К таким действиям могут быть отнесены: распространение религиозных и иных убеждений непосредственно или через средства массовой информации, миссионерская деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное обучение и воспитание, подвижническая деятельность (монастыри, скиты и прочее), паломничество и иная деятельность, определяемая соответствующими вероучениями. Данные виды религиозной деятельности указаны в ч. 2 ст. 17 Закона применительно к религиозным объединениям.

Однако Конституция решила этот вопрос иначе, указав, что право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями гарантируется каждому, причем индивидуально или совместно с другими, а не только религиозным объединениям или лицам в составе таких объединений. Этот аспект должен быть учтен при приведении законодателем Закона "О свободе вероисповеданий" в соответствие с требованиями ст. 28 Конституции, а также в правоприменительной практике. Дело в том, что вероисповедание не исчерпывается совершением религиозных обрядов на основе правил конкретной религии. Вероисповедание есть прежде всего совершенно определенный образ жизни людей. Верующий человек старается каждый свой день прожить в согласии со своим вероучением, в том числе и соблюдая его обрядность. Поэтому, конечно, к числу действий в соответствии со своими убеждениями должны быть отнесены как связанные с совершением обрядовой стороны вероучения, так и вытекающие из него, а в некоторых предусмотренных законом случаях и действия, не имеющие конфессиональной основы.

Прежде всего это относится к праву на альтернативную гражданскую службу, предоставляемому не только верующим (ч. 3 ст. 59 Конституции, ч. 2 ст. 7 Закона). Предусмотренная ст. 14 Закона для органов государственной власти возможность объявлять дни больших религиозных праздников дополнительными нерабочими (праздничными) днями могла бы быть снабжена дополнительным указанием и на возможность верующего просить о замене праздничного для него дня другим рабочим днем.

Следует отметить важное для правоприменительной деятельности обстоятельство: права и свободы, предусмотренные комментируемой статьей, не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции).

Некоторые статьи Закона "О свободе вероисповеданий" текстуально и по смыслу не соответствуют Конституции. Так, комментируемая статья не пользуется термином "атеистические" убеждения, содержащимся в ст. 3 Закона, говоря лишь об "иных" убеждениях. Смысловое несоответствие Конституции данного Закона состоит в том, что "иные" убеждения представляют собой убеждения как таковые, включая и религиозные. Если понимать свободу совести не как выбор между вероисповеданием и атеизмом, а как право человека иметь любые убеждения, то под свободой совести нужно понимать исключительно свободу убеждений (мировоззрений).

Необходимо также отметить, что ч. 4 ст. 8 Закона, провозглашающая отделение атеистических общественных объединений от государства, имеет пропагандистский характер и не находит опоры в Конституции и действующем законодательстве. В Российской Федерации все без исключения общественные объединения граждан отделены от государства, в том числе и атеистические.