Статья 30
.Статья 30
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности см. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
Комментарий к статье 30
1. Развитая система общественных объединений - неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.
Конституционное право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов, включая профсоюзы. В комментируемой статье ничего не говорится о политических партиях, но право на их создание вытекает из ч. 3 ст. 13 Конституции. Часть 4 этой же статьи закрепляет принцип равенства общественных объединений перед законом.
Названные конституционные положения конкретизируются в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. К основным актам в этой сфере относятся федеральные законы от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (СЗ РФ, 1995, N 21, ст. 1930), от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 148), Гражданский кодекс.
Другие законы касаются отдельных видов общественных объединений, например федеральные законы от 28 июня 1995 г. "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" (СЗ РФ, 1995, N 27, ст. 2503; N 33, ст. 3340; 1996, N 3, ст. 145). Действие Федерального закона "Об общественных объединениях" распространяется и на общественные объединения, деятельность которых еще не урегулирована специальными законами, например на политические партии. Статус политических партий требует, однако, особой регламентации.
Конституционное право каждого на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Таковы суть и содержание права на свободу объединения или, как принято формулировать в международных документах и зарубежных конституциях, права на свободу ассоциации с другими. Оно может осуществляться по достижении 18 лет, а применительно к профсоюзам, молодежным общественным объединениям - с 14, детским - с 10 лет.
Данное право, согласно ч. 1 комментируемой статьи, принадлежит в Российской Федерации каждому, следовательно, не только российским гражданам. Статья 19 Федерального закона "Об общественных объединениях" определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Ограничение пользования этим правом может быть предусмотрено законом в некоторых случаях и для российских граждан. Возможность таких ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства, допускается, например, ч. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 2 ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Так, согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" (ВВС, 1993, N 6, ст. 188) они могут состоять лишь в тех объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Как установлено ст. 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 21 июня 1995 г.), судьи не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям (ВВС, 1992, N 30, ст. 1792; СЗ РФ, 1995, N 26, ст. 2399). Запрет прокурорским работникам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности предусмотрен в ст. 4 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "О Прокуратуре Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4472).
Общественные объединения многообразны. Но они имеют общие черты, отраженные в понятии общественного объединения, данного в ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. Это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общих интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В состав учредителей таких объединений наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. Не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Их особенности раскрываются в ст. 8-12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации), образуя новые общественные объединения. Действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения, представительства иностранных некоммерческих неправительственных объединений.
Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.
Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что они создаются гражданами по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения таких прав. Но только зарегистрированные общественные объединения вправе, например, участвовать в избирательных кампаниях. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности, самостоятельно принимают свои уставы. Не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением предусмотренных законом случаев. В то же время государство призвано обеспечивать соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывать поддержку их деятельности, в том числе предоставлением им налоговых и иных льгот и преимуществ, решать вопросы, затрагивающие их интересы, с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними (см. ст. 3, 15, 17, 21, 27 и др. Закона "Об общественных объединениях", ст. 2, 5, 7 и др. Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").
Свобода объединения, однако, не может быть безграничной, использоваться в антисоциальных целях. Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13). Подобные основания ограничения свободы ассоциации предусмотрены и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ч. 2 ст. 22), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ч. 2 ст. 11).
Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 31, ст. 2990), исходя из принципа деидеологизации государственной службы, запрещает образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профсоюзов (п. 12 ч. 1 ст. 11). Аналогичный запрет применительно к структурам политических партий и движений распространяется и на предприятия, учреждения, организации, что вытекает из Указа Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. "О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР" (ВВС, 1991, N 31 ст. 1035).
Недопустимы и злоупотребления свободой объединения. Это влечет применение различных мер ответственности, в том числе и к незарегистрированным общественным объединениям.
В случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов федерации, законодательства, совершения действий, противоречащих уставным целям, и неустранения этих нарушений после представления прокурора или после двух письменных предупреждений органа, регистрирующего общественные объединения, деятельность общественного объединения приостанавливается судом на срок до шести месяцев. Если нарушения не будут устранены и в этот период, то общественное объединение может быть приостановлено или ликвидировано (ст. 42, 43, 44 Закона "Об общественных объединениях").
Приостановление деятельности объединения как мера ответственности предусмотрена и в п. "в" ст. 23 Закона РСФСР от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении" (ВВС, 1991, N 22, ст. 773). В случае введения чрезвычайного положения по указанным в п. "а" ст. 4 этого Закона основаниям может быть приостановлена, после соответствующего предупреждения, деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки. Это положение Закона имеет опору в ст. 56 Конституции.
По решению суда общественное объединение может быть ликвидировано в случае нарушения требований ч. 5 ст. 13 Конституции; виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан; неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей его уставным целям. Ликвидация означает запрет на деятельность общественного объединения независимо от факта его регистрации. В случае нарушения общественным объединением законодательства, особенно совершения деяний, наказуемых в уголовном порядке, к ответственности могут быть привлечены лица, входящие в руководящие органы этого объединения, другие его члены и участники (ст. 41, 44 Закона "Об общественных объединениях").
С другой стороны, Конституция и законодательство охраняют от нарушений прав сами общественные объединения, гарантируют им широкие возможности судебной защиты своих прав.
Часть 4 ст. 125 Конституции, ст. 3 (п. 3 ч. 1), 96 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1447) предусматривают право граждан, их объединений обращаться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
Закон "Об общественных объединениях" также гарантирует им возможность обжаловать в суд действия и решения государственных органов, их должностных лиц, касающиеся общественных объединений. Это, например, отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации; письменное предупреждение органа, регистрирующего общественные объединения, о нарушении объединением законодательства; решение суда о приостановлении или ликвидации объединения (ст. 22, 23, 38, 45).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" обращается внимание судов на необходимость при рассмотрении жалоб на отказ в регистрации либо заявлений о ликвидации общественных объединений тщательно исследовать и оценивать в совокупности все представленные письменные и вещественные доказательства, показания свидетелей и другие доказательства, свидетельствующие о целях, задачах, фактической деятельности общественных объединений (БВС, 1996, N 1, с. 5).
Государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, причинившие вследствие нарушения законов ущерб общественным объединениям, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством.
Новые возможности правовой защиты появились у общественных объединений после вступления нашей страны в Совет Европы. Согласно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которую Россия должна ратифицировать, в Европейский Суд по правам человека с жалобой на нарушение государством прав и свобод, гарантированных этой Конвенцией (включающей и право на свободу ассоциации), вправе обращаться не только частные лица, но и неправительственные организации, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Такое право вытекает и из ч. 3 ст. 46 Конституции России.
2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет одну из важнейших гарантий свободы объединения, соблюдения принципа добровольности в создании и деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден как к вступлению в какое-либо объединение, так и к пребыванию в нем. Участие или неучастие в общественных объединениях - личное дело каждого. Любые действия или решения, направленные на принуждение к вступлению в объединение или препятствующие выходу из него, являются противоправными.
Статья 19 Конституции гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в частности, от принадлежности к общественным объединениям. В ст. 19 Закона "Об общественных объединениях" определены как недопустимые требования об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" запрещает обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу (ч. 2 ст. 9). Сходное положение содержит и Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", не допускающий при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости, в частности, от принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией и федеральным законом (ч. 2 ст. 21). Последняя оговорка существенна, так как она означает, что принадлежность к общественным объединениям, созданным в ином порядке, противоречащем, в частности, требованиям ч. 5 ст. 13 Конституции о запрете создания и деятельности объединений в антиобщественных целях, может явиться препятствием для поступления на государственную службу.