Статья 33

.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Комментарий к статье 33

Закрепленное в комментируемой норме право является важным средством осуществления и защиты других прав и свобод граждан, укрепления связей населения с государственным аппаратом, участия граждан в управлении делами государства. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствуют усилению контроля народа за их деятельностью, борьбе с волокитой и бюрократизмом.

Праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных обращений соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения.

Положения комментируемой статьи должны быть конкретизированы в федеральном и другом законодательстве. Однако пока это не сделано, и впредь до принятия соответствующего федерального закона на территории Российской Федерации продолжают действовать не противоречащие Конституции нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" в редакции от 4 марта 1980 г. (ВВС СССР, 1980, N 11, ст. 192). В Указ 2 февраля 1988 года были внесены дополнения.

В названном Указе рассматриваются вопросы, относящиеся как к приему граждан, так и рассмотрению обращений.

Применительно к приему граждан указывается, что руководители и другие должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны проводить личный прием граждан, проводить его в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы, в удобное для них время, в необходимых случаях - в вечерние часы, по месту работы и жительства.

В Указе выделяются 3 вида обращений: "предложение", "заявление" и "жалоба". Предложения обычно не связаны с конкретным нарушением прав граждан и содержат постановку вопроса о совершенствовании работы государственного аппарата, различных отраслей народного хозяйства, отдельных его участков, сфер деятельности, о путях решения конкретных проблем и задач. Такие предложения должны изучаться, анализироваться, обобщаться и при необходимости претворяться в жизнь.

Заявление - документ, в котором лицо обращается с просьбой к государственному органу, органу местного самоуправления, общественному объединению, должностным лицам, государственным служащим о реализации принадлежащего ему права, закрепленного в Конституции, законодательстве, подзаконных нормативных или индивидуальных актах.

Жалоба - всегда документ, в котором содержится требование устранить допущенное нарушение субъективных прав и свобод граждан в результате принятия решения или совершения действий (бездействия) государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими, общественными объединениями. Жалоба - важное средство защиты и восстановления нарушенных прав и интересов.

Право направлять любое из указанных обращений имеют отдельные лица, группы лиц, имеющих общие интересы, общественные объединения - по вопросам, затрагивающим интересы входящих в них членов.

Обращения могут быть как письменными, так и устными. Однако, как правило, они подаются в письменной форме. И это естественно, ибо без письменно зафиксированных требований заявителя, приведенных аргументов, соответствующих документов нередко бывает сложно, а иногда и невозможно принять правильное решение, а затем проверить обоснованность этого решения. При этом Указ требует, чтобы письменное обращение гражданина было им подписано с указанием фамилии, имени, отчества заявителя, а также данных о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Предложения и заявления подаются гражданами в те органы и тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Жалобы на решения и действия подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и лица, решения или действия которых обжалуются. По выбору гражданина жалоба может быть подана в суд сразу же после отказа в удовлетворении его требования органом или лицом, к которому он обратился, либо после отказа ему в удовлетворении жалобы вышестоящим органом или должностным лицом. Это правило содержится в Законе Российской Федерации от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (см. комментарий к ст. 46).

Предложения граждан рассматриваются в срок до 1 месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления и жалобы разрешаются в срок до 1 месяца со дня поступления в орган или лицу, обязанным разрешить их по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки безотлагательно, но не позднее 15 дней.

В тех случаях, когда для изучения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения и организации, но не более чем на 1 месяц с сообщением об этом заявителю.

В тех случаях, когда обращение не относится к полномочиям органов и лиц, к которым оно поступило, оно направляется в 5-дневный срок по принадлежности с извещением об этом заявителя, а при личном приеме ему должно быть разъяснено, куда следует обратиться. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения в те органы или тем должностным лицам, решения и действия которых обжалуются.

Наряду с нормами, относящимися к порядку рассмотрения обращений, Указ от 12 апреля 1968 г. (в редакции от 4 марта 1980 г.), содержит требование к государственным и общественным органам, предприятиям, учреждениям, организациям, их руководителям, другим должностным лицам систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, совершенствования работы государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

В отношении жалоб по делам, связанным с осуществлением правосудия по гражданским, арбитражным и уголовным делам, а также по делам, рассматриваемым по правилам конституционного судопроизводства, действует специальное законодательство.

Так, особенности подачи и рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях регламентированы в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. Свои особенности имеет порядок разрешения жалоб, установленный в гражданском и уголовном процессуальном законодательстве. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы, как это установлено ч. 4 ст. 125 Конституции и п. 3 ч. 1 ст. 3, ст. 96-100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. В этом Законе приводятся реквизиты жалобы, направляемой в Конституционный Суд, перечень документов, которые должны быть к ней приложены (ст. 37-39, 96 Закона).

Если жалоба принята к производству Конституционного Суда, заявитель может на правах стороны участвовать в судебном разбирательстве.