Статья 34

.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Комментарий к статье 34

1. Термин "каждый" в данной статье имеет в виду широкий спектр субъектов, включающий в себя: граждан России; иностранных граждан; лиц с двойным гражданством; юридических лиц; предпринимателей; семьи и иные общины, занимающиеся коллективным предпринимательством без обретения статуса юридического лица. Эти субъекты равноправны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), их дискриминация по признакам, указанным в ч. 2 ст. 19 Конституции, не допускается. "Свободное использование своих способностей" представляет собой сложное понятие, ключевым термином которого для данной статьи является слово "способность". Этот термин употребляется в современной психологии в смысле "индивидуально-психологических особенностей личности, являющихся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности".

В Конституции к слову "способность" законодатель обращается дважды: в комментируемой статье говориться о способностях вообще, а в ч. 1 ст. 37 - о способности к труду. В ст. 44 способность подразумевается, поскольку можно предположить, что для осуществления творческой деятельности способности нужны ничуть не меньше, чем для занятия предпринимательством и иной экономической деятельностью. Впрочем, это было бы верно и вообще для всякой деятельности, условием осуществления которой являются некие внутренние возможности и потенции человека.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что законодатель, говоря о способностях, проводит их качественное различие. Не все способности одобряются законодателем даже в отношении предпринимательства и иной экономической деятельности. Поощряются такие способности, которые приносят общественную пользу и не запрещены законом. Это означает, что использование способностей человека в предпринимательской и иной экономической деятельности в некоторых случаях должно вызывать осуждение и влечь санкции со стороны государства. Примерами такого "предпринимательства" служат организация притонов, изготовление оружия и взрывных устройств, перевозка наркотиков, создание скрытых от властей производств, промышленное или кустарное изготовление денег и т.п. Таким образом, некоторые из способностей человека не могут свободно использоваться в предпринимательстве и иной экономической деятельности.

Легальное определение предпринимательства как вида деятельности дается в ч. 3 п.1 ст. 2 ГК 1994 г. Это деятельность, "направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

Не только личные способности, но и имущество может быть использовано для предпринимательской и иной экономической деятельности. Имущество как объект гражданского права представляет собой собирательное понятие, включающее в себя вещи материального мира, деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) (ст. 128 ГК).

"Иная экономическая деятельность", не включаемая в предпринимательство, представляет собой разумную деятельность человека, прямо не направленную на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения своих материальных потребностей и интересов. Особенность данной деятельности в том, что природа ее имеет экономическую основу, хотя она может быть связана как с духовным миром человека, так и с его "физической" природой. Представляется, что к экономической не может быть отнесена деятельность, связанная с вероисповеданием, идеологией и т.п., но к ней вполне можно отнести творчество архитектора, изобретателя, частно практикующих врача или педагога.

Запрет, например, для государственных служащих заниматься иной деятельностью, кроме творческой и преподавательской, предполагает прежде всего предпринимательство, иную экономическую деятельность как виды деятельности, приносящие доход, прибыль.

К иной экономической деятельности могут быть отнесены также игра на бирже и участие в лотерее; инвестирование сбережений; рента и пожизненное содержание; ведение подсобного хозяйства, не носящее товарного характера; благотворительность и меценатство; организация ассоциаций и союзов без целей извлечения прибыли; экономическая деятельность общины и многое другое.

 

2. Часть 2 комментируемой статьи прямо запрещает экономическую (соответственно, предпринимательскую) деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Федеральный закон от 25 мая 1995 г. "О внесении изменений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (СЗ РФ, 1995, 22, ст. 1977) следующим образом определяет монополистическую деятельность: "противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции" (ст. 4).

Однако монополизация не исключается из экономической деятельности в принципе. Федеральный закон от 19 августа 1995 г. "О естественных монополиях" в ст. 3 определяет естественную монополию как "состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товаров" (СЗ РФ, 1995, N 34, ст. 3426).

Законодатель, признавая наличие естественных монополий в некоторых сферах экономической деятельности, не должен исключать появления на рынке их конкурентов.

Комментируемая статья говорит о недобросовестной конкуренции, противопоставляя ей конкуренцию добросовестную как желательную и поощряемую. Поэтому конкуренция, о поддержке которой говорит ст. 8 Конституции, всегда будет только добросовестной конкуренцией.

Понятие "доброй совести" (bonne foi, Treu und Glauben), от которого происходит и слово "добросовестный", известно, в основном, западному гражданскому законодательству, а в ГК РФ 1994 г. применяется по отношению к добросовестному приобретателю и недобросовестному владельцу при защите права собственности (ст. 302, 303).

В литературе 30-50-х гг. понятие "доброй совести" именовалась "каучуковым" и "лежащим за пределами закона", хотя это понятие было содержанием именно закона. Вопрос состоял в том, как толковать "добрую совесть" для правоприменения: могли возникнуть некоторые сложности, связанные с понятием "совесть" в нравственном смысле.

Понятие "доброй совести" представляет собой некий критерий общественной нравственности, выражающий через закон минимум нравственных требований общества к участникам конкретных правовых отношений. Добрая совесть в предпринимательстве и иной экономической деятельности представляет собой, с одной стороны, определенные (писаные и неписаные) правила и нормы этой деятельности и, с другой, следование людей этим правилам.

Конкуренция представляет собой соперничество, состязание, соревнование на рынке. Всякое соперничество, не нарушающее законов, есть конкуренция добросовестная. Ст. 4 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" определяет добросовестную конкуренцию как "состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке" (ВВС РСФСР, 1991, 16, ст. 449, СЗ РФ, 1995, 22, ст. 1977).

В этой же статье содержится определение недобросовестной конкуренции, понимаемой как "любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, либо нанести ущерб их деловой репутации". Недобросовестная конкуренция, понимаемая в самом широком смысле, есть "борьба без правил", правонарушение. Однако законодатель дополняет, что нарушение не только законов, но и обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости также будут представлять недобросовестную конкуренцию в тех случаях, когда они причинили убытки или нанесли ущерб деловой репутации. Правила (обычаи) делового оборота (ст. 5 ГК РФ 1994 г.), противоречащие действующему законодательству, не применяются.

К понятию недобросовестной конкуренции тесно примыкает понятие недобросовестной рекламы, легальное определение которой дается в ст. 6 Закона Российской Федерации от 18 июля 1995 г. "О рекламе" (СЗ РФ, 1995, 30, ст. 2864).