Статья 44

.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Комментарий к статье 44

1. Слово "каждый" в ч. 1 комментируемой статьи подразумевает граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства. Однако и группы граждан (соавторы, творческие коллективы) могут являться субъектами данных правоотношений. Авторское право юридических лиц в законодательстве Российской Федерации отсутствует с 1992 г.

В действующем законодательстве не дается легального определения понятия "творчество". Применительно к комментируемой статье творчество может рассматриваться в двух аспектах: как процесс творческой деятельности и как ее результат, облеченный в конкретную объективную форму. Творчество как важнейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открывание и созидание чего-то нового, оригинального. Творение есть процесс и результат духовно-волевой, разумной работы личности, благодаря которым удовлетворяются ее запросы и потребности.

Творчество не следует полностью отождествлять с интеллектуальной деятельностью или интеллектуальной собственностью, имеющих рационально-материальную основу, хотя, разумеется, творчество - часть (вид) интеллектуальной деятельности.

Творчество непосредственно связано со способностями. Статья 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. (ВВС РФ, 1992, N 46, ст. 2615) определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями (см. комментарий к ст. 34).

Свобода творчества - одна из важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность (ч. 5 ст. 29 Конституции запрещает цензуру), одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы.

Свобода творчества не может быть абсолютной; возможно злоупотребление этой свободой. Творческий человек живет среди людей, и ради публичных интересов и прав других лиц сама Конституция и законодательство содержат некоторые ограничения этой свободы (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции; ч. 1 п. 1 ст. 10 ГК РФ 1994 г.). Противоправным деяниям, даже имеющим творческую основу, не может быть гарантирована свобода. Безнравственное, разрушительное творчество должно быть запрещено.

Часть 1 комментируемой статьи упоминает отдельные виды творчества: литературное, художественное, научное и техническое.

Литературное и художественное творчество охраняется в основном авторским законодательством. Например, литературное (научное) произведение, облеченное в конкретную форму, подпадает под действие Закона "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. (ВВС РФ, 1993, N 32, ст. 1242).

Научное и техническое творчество регулируется и охраняется Патентным законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г., Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (ВВС РФ, 1992, N 42, ст. 2319, 2322) и некоторыми другими актами.

Наряду с перечисленными выше, комментируемая статья говорит и о других видах творчества. К ним, вероятно, можно отнести законотворчество, создание новой идеологии, разработку нетрадиционных методов лечения, ремесло и т.д.

К видам творчества, не охраняемым правом или вообще не попадающим в сферу правового регулирования, Конституция как акт прямого действия должна применяться непосредственно.

Понятие "преподавание" в комментируемой статье может рассматриваться как вид творческой деятельности в процессе воспитания и обучения. Преподавание осуществляется педагогами, из которых первыми педагогами являются родители (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 10 июля 1992 г. "Об образовании" в редакции от 13 января 1996 г. - СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 150). Педагогическая деятельность возможна как в качестве индивидуально-трудовой деятельности, так и в рамках образовательных учреждений (ст. 48, 53 Закона "Об образовании").

Свобода преподавания включает в себя право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный соответствующему (п. 4 и 7 ст. 55 Закона "Об образовании").

Однако свобода преподавания не абсолютна, она ограничена некоторыми цензами (п. 2 ст. 53, п. 3 ст. 56 Закона "Об образовании"). Кроме того, существуют государственные образовательные стандарты, в соответствии с которыми должно осуществляться преподавание, являющиеся основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования (ст. 7 Закона "Об образовании").

Термин "интеллектуальная собственность" является новым не только для Конституции, но и для всего законодательства Российской Федерации. Прежде всего необходимо отметить, что нормы права собственности, помещенные в ГК и других законах, не распространяются на произведения авторского и патентного права, объект которых не является вещью. Термин "интеллектуальная собственность" представляет собой специфическое наименование нематериальных объектов авторского и патентного права, которые иногда еще называют "промышленная собственность" или "литературная собственность". Однако произведение (изобретение, товарный знак, фирменное наименование и т.д.), охраняемое авторским и патентным правом, имеет такие особенности духовного порядка, которые не позволяют отождествить его с вещью. Материальное воплощение идей и образов представляет собой "вещь" настолько условную, что по отношению к праву на объект любого творческого произведения правильнее применять термин "интеллектуальные права".

Несмотря на то, что Конституцией правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации (п. "о" ст. 71), нет специального закона об охране интеллектуальной собственности. Это связано не только с традициями законодательной деятельности в нашей стране до 1993 г., с неопределенностью самого понятия, с разногласиями по поводу предмета правового регулирования и объектов интеллектуальной собственности среди ученых-юристов (см., например, "Права на результаты интеллектуальной деятельности". Авторское право. Патентное право. Сборник нормативных актов. М., изд. "Де-Юре", 1994, с. 18-21, автор В. А. Дозорцев), но, главным образом, с неясностью содержания законодательства и его места в правовой системе.

Несомненно, что интеллектуальная собственность связана с произведением творчества и нормами о праве собственности не регулируется. Авторское и патентное право, специфическим объектом которых как раз и является творческое произведение, регулируют данные отношения настолько своеобразно, что становится невозможным даже проведение аналогий между нормами о праве собственности и нормами об интеллектуальных правах.

Решение данного вопроса находится в той плоскости, что законодателю, следуя за Конституцией, нужно будет создавать совершенно новое законодательство об интеллектуальной собственности, отказавшись в этой сфере от авторского и патентного права. Альтернативой этому является сохранение исторически сложившихся ветвей гражданского законодательства - авторского и патентного, с одновременным отказом от несвойственного российскому праву самостоятельного законодательства об интеллектуальной собственности.

 

2. Часть 2 комментируемой статьи затрагивает право каждого на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Культурная жизнь представляет собой в широком смысле разнообразную деятельность в сфере культуры, одну из сторон существования общества, творческую, созидательную деятельность людей.

Участие в культурной жизни предполагает реализацию возможностей каждого гражданина приобщиться к культуре, попасть в очаг ее распространения, получить соответствующее образование в институтах культурного профиля (театральных, кинематографических, искусства, цирковых и т.д.), вступить в фольклорный ансамбль, собирать народные легенды, сказки, песни, тосты и т.п. Многообразие форм культурной жизни предопределяет и многообразие форм участия в ней. Предоставляемое Конституцией право на участие в культурной жизни предполагает возникновение соответствующей обязанности у субъектов этой жизни принять в число участников каждого, кто пожелает к ней приобщиться в том или ином качестве. Участие в культурной жизни поэтому заключается не только в осуществлении творческого элемента этой жизни, но и в том, что каждый может быть зрителем, читателем, критиком, посетителем (например, заповедника, ботанического сада, библиотеки), субъектом культурного опроса (о кинофильме), хранителем материальных культурных ценностей и т.п.

Культурные ценности, доступ к которым должен быть обеспечен каждому, представляют собой материальное воплощение этой творческой и созидательной деятельности.

Статья 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре дает перечень таких ценностей, носящий исчерпывающий характер: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Доступ к культурным ценностям и пользование учреждениями культуры в ст. 12 Основ определяется как право на приобщение к культурным ценностям. Ограничения такого доступа возможны по соображениям секретности или особого режима пользования ими и устанавливаются законодательством Российской Федерации.

 

3. В части 3 комментируемой статьи провозглашена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического культурного наследия.

Понятие культурного наследия дано в ст. 3 Основ. Историческое наследие является частью наследия культурного. Забота о сохранении культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание. Статья 240 ГК 1994 г. предусматривает возможность изъятия у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным и охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения.

Обязанность беречь памятники истории и культуры относится ко всем субъектам ч. 3 комментируемой статьи. Понятие "памятники истории и культуры" раскрывается в ст. 1 и 6 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (ВВС РСФСР, 1978, N 51, ст. 1387).

Статья 62 Основ законодательства о культуре предусматривает возможность установления за нарушения законодательства о культуре гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. УК в ст. 230 предусматривает за умышленное уничтожение, разрушение или порчу памятников истории и культуры либо природных объектов, взятых под охрану государства, наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, исправительных работ на тот же срок или штрафа.