Статья 47

.

Статья 47

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Комментарий к статье 47

1. В соответствии со ст. 10 Всеобщей декларации прав человека "каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдение всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом". Одной из гарантий обеспечения независимости и беспристрастности суда при осуществлении правосудия является прямое и четкое определение законом круга дел, которые подлежат рассмотрению тем или иным судом. Благодаря этому у человека заранее появляется возможность знать, где и каким судьей будет рассмотрено его дело, если таковое возникнет.

Свойство дела быть рассмотренным определенным судом именуется подсудностью. Процессуальному законодательству известны несколько видов подсудности: территориальная, предметная, субъектная и составная.

Территориальная подсудность определяется в зависимости от той территории, на которую распространяются полномочия определенного суда. В гражданском судопроизводстве территориальная подсудность, по общему правилу, определяется местом жительства ответчика либо местом нахождения органа или имущества юридического лица, если оно является ответчиком (ст. 117 ГПК). Иски о взыскании алиментов, об установлении отцовства, о расторжении брака (при определенных условиях), о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, о возмещении ущерба, причиненного в ходе уголовного судопроизводства, могут рассматриваться судами как по месту жительства ответчика, так и по месту жительства истца, иски о возмещении вреда - как по месту жительства (нахождения) ответчика, так и по месту причинения вреда (ст. 118 ГПК). Гражданскому процессуальному законодательству известны также другие правила определения территориальной подсудности. Так, дела по искам о праве на строение, земельный участок и другую недвижимость, искам об освобождении имущества от ареста подсудны суду по месту нахождения имущества или земельного участка (ст. 119 ГПК). По соглашению сторон может предусматриваться возможность рассмотрения гражданских дел в других судах (ст. 120 ГПК).

Схожие правила определения территориальной подсудности содержатся в АПК (ст. 25-30).

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством подсудность уголовных дел определяется местом совершения преступления (ст. 41 УПК). Если же его установить невозможно или если в одном производстве соединено несколько дел о преступлениях, совершенных на территории деятельности нескольких судов, подсудность устанавливается исходя из места окончания предварительного расследования (ст. 41 ч. 3, ст. 42 УПК).

Предметная подсудность зависит от категории дела, от его сложности, значимости и т.п. обстоятельств.

В гражданском процессе практически все дела подлежат рассмотрению по первой инстанции в соответствующих территориальных городских (районных) судах, и лишь в отношении некоторых категорий дел (об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации; об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей; о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и межгосударственных общественных объединений; об оспаривании действий и решений ЦИК Российской Федерации; по разрешению споров, переданных Президентом Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Конституции Российской Федерации) подсудность закреплена за Верховным Судом Российской Федерации (ст. 116 ГПК в редакции Закона от 30 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР". - СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4696).

Исключительная подсудность дел Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации предусмотрена и ч. 2 ст. 24 АПК. Согласно ей этим Судом рассматриваются по первой инстанции экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации, а также дела о признании недействительными ненормативных актов Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.

В соответствии со ст. 35 УПК все дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам или военным судам, подсудны районному (городскому) суду. Перечень дел, подсудных вышестоящим (республиканским, краевым, областным, городским, автономной области и автономного округа) судам, содержится в ст. 36 УПК и включает в себя дела о наиболее тяжких преступлениях, а также дела, связанные с государственной тайной. Согласно ст. 38 УПК Верховному Суду Российской Федерации подсудны дела особой сложности или особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе, а также по инициативе Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей. Последняя из приведенных норм лишена той формальной определенности, которая позволяет гражданину однозначно определить подсудность его дела, в связи с чем она представляется не в полной мере отвечающей смыслу и назначению положений ч. 1 ст. 47 Конституции.

Субъектная подсудность определяется в зависимости от категории лиц, выступающих в качестве сторон в гражданском процессе или в качестве подсудимого в уголовном процессе.

В гражданском судопроизводстве субъектная подсудность фактически совпадает с подсудностью предметной, так как специфика предмета спора обусловливается особенностями его участников.

В уголовном судопроизводстве выделяются две категории подсудимых, в отношении которых действуют особые правила подсудности: военнослужащие, все дела о преступлениях которых рассматриваются военным судом, компетенция которого распространяется на месторасположение воинской части, в которой проходит службу подсудимый (ст. 39 УПК; ст. 11-18 Положения о военных трибуналах в редакции Закона СССР от 25 июня 1980 г. - ВВС СССР, 1980, N 27, ст. 546); судьи, дела о преступлениях которых по требованию судьи подлежат рассмотрению Верховным Судом Российской Федерации (ст. 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации").

Составная подсудность определяется особенностями состава суда, управомоченного рассматривать конкретное дело. Согласно ст. 10 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (ВВС РСФСР, 1981, N 28, ст. 976; ВВС РФ, 1993, N 33, ст. 1313; СЗ РФ, 1994, N 32, ст. 3300) рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично: в суде первой инстанции - с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единоличным судьей.

Согласно ст. 6 и 113 (ч. 2) ГПК в редакции от 29 мая 1992 г. гражданские дела рассматриваются коллегиально или единолично. Единолично судья рассматривает имущественные споры между гражданами, гражданами и организациями при цене иска до 30 минимальных размеров оплаты труда; дела, возникающие из семейных правоотношений, за исключением дел о лишении родительских прав, об отмене усыновления, об установлении отцовства и споров о детях; дела, возникающие из трудовых правоотношений, за исключением дел о восстановлении на работе; иски об освобождении имущества от ареста.

В уголовном процессе коллегиальному рассмотрению подлежат все дела о преступлениях несовершеннолетних, а также иные дела, которые не могут рассматриваться единоличным судьей. Коллегиальное рассмотрение уголовных дел осуществляется, как правило, судьей и двумя народными заседателями, но по делам, подсудным областному и приравненным к нему судам (ч. 1 ст. 36 УПК), коллегиальное рассмотрение по ходатайству обвиняемого или с его согласия может осуществляться судьей и 12 присяжными

заседателями либо тремя профессиональными судьями.

Единолично судья может рассматривать лишь дела о преступлениях, прямо перечисленные в ч. 2 ст. 35 УПК, а при наличии на то согласия подсудимого также дела о преступлениях, за которые не может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы.

Как гражданский процессуальный, так и уголовно-процессуальный законы позволяют вышестоящим судам при наличии необходимости изменять установленную в законе подсудность. Так, согласно ст. 123 ГПК в целях наиболее быстрого и правильного рассмотрения дела, а также в целях наилучшего обеспечения воспитательной роли судебного разбирательства вышестоящий суд (а точнее, председатель этого суда) может передать дело до начала его рассмотрения в судебном заседании из суда, которому оно подсудно, в другой суд. Аналогичное правило установлено и ст. 44 УПК. Кроме того, согласно ст. 40 УПК вышестоящий суд, во изменение правил подсудности, вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное нижестоящему суду.

Приведенные положения процессуального законодательства в течение ряда лет вызывают справедливые упреки как не соответствующие ст. 47 Конституции. Действительно, отсутствие в законе указания на конкретные основания и условия, при наличии которых возможно изменение установленного законом разграничения подсудности между судами одного или разных уровней, создает возможность произвольного, и не всегда в интересах дела, решения вопроса о передаче дела в тот или иной суд.

Учитывая это обстоятельство, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (БВС, 1996, N 1, с. 3) обратил внимание на то, что в соответствии с конституционным положением, гарантирующим каждому право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, вышестоящий суд не вправе без ходатайства или согласия сторон принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду. В соответствии с разъяснением Пленума председатель вышестоящего суда вправе передать дело для рассмотрения в другой ближайший суд того же уровня (звена) лишь в случае, если рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, невозможно (например, в связи с недопустимостью повторного участия судьи в рассмотрении дела, наличием обстоятельств, устраняющих судью от участия в рассмотрении дела или создающих невозможность рассмотрения дела в данном суде).

Показательно и то, что АПК, принятый уже на основе Конституции Российской Федерации 1993 г., не предусматривает возможности изменения подсудности арбитражных судов по усмотрению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Процессуальное законодательство не допускает споров между судами по вопросу подсудности (ст. 125 ГПК, ст. 45 УПК), что, однако, не исключает право гражданина обжаловать передачу дела на рассмотрение тому или иному суду.

 

2. Суд присяжных впервые был введен в Российской Федерации Законом Российской Федерации от 16 июля 1993 г. о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", УПК РСФСР, УК РСФСР и КоАП РСФСР (ВВС РФ, 1993, N 33, ст. 1313). Постановлением Верховного Совета Российской Федерации, вводящим этот Закон в действие, предусмотрено поэтапное учреждение судов присяжных на территории Российской Федерации: с 1 ноября 1993 г. они функционируют в Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях; с 1 января 1994 г. - в Алтайском и Краснодарском краях, Ульяновской и Ростовской областях. Предполагается постепенно создавать суды присяжных и в других субъектах Российской Федерации.

Особенностями суда присяжных является, в частности, то, что в нем в большей степени реализуется коллегиальное начало; решения присяжных в большей мере основываются не на формальном праве, а на здравом смысле и жизненном опыте; решения вопросов факта (доказанности обвинения) и права (квалификации содеянного и наказания) решаются раздельно соответственно коллегией присяжных и профессиональным судьей. Значительная численность коллегии присяжных (12 основных и 2 запасных присяжных заседателя), случайный характер их подбора, разделение компетенции с профессиональным судьей и более состязательный характер судопроизводства - все это делает рассмотрение дела более объективным и справедливым (прежде всего с позиций народного правосознания), превращая суд присяжных в некую дополнительную гарантию для подсудимого.

Как указывается в ч. 2 ст. 47 Конституции, право на рассмотрение дела судом присяжных принадлежит обвиняемому в случаях, предусмотренных федеральным законом. Федеральный же закон (ст. 421 УПК) устанавливает, что суд присяжных в краевом, областном и им соответствующих судах рассматривает уголовные дела, перечисленные в ч. 1 ст. 36 УПК РСФСР. Как правило, это дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание до 15 лет лишения свободы или смертная казнь.

Решение вопроса о том, в обычном порядке или судом присяжных будет рассматриваться дело, всецело зависит от воли обвиняемого, что ему должно быть разъяснено следователем или прокурором. Если обвиняемый выберет суд присяжных, он должен еще на стадии предварительного расследования заявить об этом ходатайство, которое подлежит оформлению в отдельном протоколе (ст. 424 УПК). Обвиняемый, отказавшийся при окончании предварительного следствия от рассмотрения его дела судом присяжных, не может в последующем настаивать на этом.

Учитывая добровольный характер выбора суда присяжных, законодатель установил, что рассмотрение так называемых "групповых" дел судом присяжных осуществляется лишь в случае, если об этом ходатайствуют все обвиняемые или, при наличии ходатайства хотя бы одного обвиняемого, остальные не возражают против рассмотрения дела с участием присяжных. Если же хотя бы один из нескольких подсудимых по одному и тому же делу возражает против его рассмотрения судом присяжных и выделение в отношении его дела в отдельное производство невозможно, все дело должно рассматриваться в обычном порядке (ст. 425 УПК).

Это правило, однако, не действует по делам о преступлениях, за которые может быть назначено наказание в виде смертной казни. В силу того, что, согласно ч. 2 ст. 20 Конституции, смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться лишь за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, ходатайство обвиняемого в таком преступлении в суде присяжных подлежит обязательному удовлетворению. Следовательно, в таких случаях и в отношении остальных обвиняемых, не согласных с подобным ходатайством, дело будет рассмотрено судом присяжных (см. об этом: п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. "О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных". - БВС РФ, 1995, N 3, с. 3).