Статья 48
.Статья 48
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Комментарий к статье 48
1. Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой не нужно было бы знать и применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и др. - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста.
Реализация закрепленных в Конституции основных прав и свобод граждан невозможна без включения правового механизма. Гарантия государственной защиты прав и свобод человека (ст. 45 Конституции) в свою очередь требует гарантий на получение квалифицированной правовой помощи. Реализация права каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, требует знания об этих запретах. Определить орган, полномочный разрешить жалобу или заявление, помочь гражданину составить соответствующий документ, - задача юристов. Составление документов, участие в судах в качестве представителей жалобщиков, истцов, ответчиков, третьих лиц в гражданском судопроизводстве, оказание юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, - все это требует квалифицированной юридической помощи.
Юридические службы имеются в министерствах и ведомствах, органах государственной власти и местного самоуправления, на многих предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях. В них работают юристы, знающие специфику соответствующих отраслей народного хозяйства, участков работы. Они оказывают определенную правовую помощь и работающим там сотрудникам.
Часть потребностей в юридическом обеспечении обеспечивает нотариат. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. (ВВС РФ, 1993, N 10, ст. 357) возлагают на нотариат защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации.
При отсутствии в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.
Нотариусы, в частности, удостоверяют сделки; выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, подписей на документах, перевода документов с одного языка на другой; совершают исполнительные надписи; принимают на хранение документы. Свидетельства о праве на наследство выдают нотариусы, работающие в государственных конторах, а в предусмотренном Основами случае - и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Так, при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение этого нотариального действия поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.
Ряд норм об оказании юридической помощи населению по государственной и общественной защите прав потребителей содержится в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. (в редакции от 9 января 1996 г. СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 140). В нем, например, предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе обращаться в суд в защиту прав потребителей в случае обнаружения их нарушения. Широкие возможности по оказанию юридической помощи потребителям предоставляются общественным объединениям потребителей, их ассоциациям, союзам. Они наделены, в частности, правом проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей.
Оказание юридической помощи гражданам и организациям является основной задачей адвокатуры. Она отделена от государства, адвокаты им не оплачиваются. В то же время адвокатура не преследует коммерческих целей. Она независима и может противостоять какому бы то ни было стремлению государственных или иных органов либо должностных лиц влиять на нее.
Адвокат может объективно и независимо вести порученные ему дела. Этому способствует ряд законодательных норм. Например, в соответствии со ст. 72 УПК адвокат, защищающий обвиняемого, не может допрашиваться в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя профессионального союза либо другой общественной организации.
Полномочия, порядок организации и деятельности адвокатуры определяются Положением об адвокатуре РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. (ВВС РСФСР, 1980, N 48, ст. 1596) и иными законодательными актами Российской Федерации. Права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются соответствующим законодательством, прежде всего УПК, ГПК и КоАП.
Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В члены таких коллегий принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Прием в члены коллегии может быть обусловлен прохождением испытательного срока продолжительностью до трех месяцев. Все это направлено на то, чтобы юридическая помощь оказывалась адвокатами квалифицированно. Юридическую помощь оказывают адвокаты, и не состоящие в коллегиях, занимающиеся частной практикой по лицензиям. Порядок выдачи лицензий на оказание платных юридических услуг и условия их осуществления на территории Российской Федерации определяются Положением о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства от 15 апреля 1995 г. N 344 (СЗ РФ, 1995, N 17, ст. 1550).
В соответствии с п. 3 этого Положения платные юридические услуги могут оказывать физические лица, имеющие диплом образовательного учреждения Российской Федерации о высшем юридическом образовании, стаж работы по юридической специальности не менее трех лет.
Это повышает качество правовой помощи благодаря конкуренции. Значение имеет и то обстоятельство, что существует специализация адвокатов.
Для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации. Места их нахождения и количество работающих в них адвокатов определяются президиумами коллегий адвокатов по согласованию с органами юстиции. Адвокаты оказывают разнообразную юридическую помощь: дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству; составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; осуществляют представительство в суде и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях, участвуют на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков. Адвокаты вправе оказывать и иную юридическую помощь. Такая помощь, например, в соответствии со ст. 27 ИТК РСФСР оказывается осужденным к лишению свободы. Выражается она обычно в написании жалоб в суды, прокуратуру, иные инстанции, ходатайств о помиловании, доверенностей и других документов.
Для получения юридической помощи можно обращаться в любую юридическую консультацию или к имеющему частную практику адвокату независимо от места жительства.
Юридическая помощь оказывается за плату, определяемую соглашением между адвокатом и клиентом, но в некоторых случаях она оказывается бесплатно. В ст. 22 Положения об адвокатуре установлено, что коллегии адвокатов оказывают бесплатно юридическую помощь, в частности, истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий.
Президиум коллегии адвокатов, а также заведующий юридической консультацией вправе освободить клиента от оплаты юридической помощи полностью или частично с учетом имущественного положения и по другим причинам. Расходы по оказанию юридической помощи в указанных случаях берет на себя коллегия адвокатов.
Юридическая помощь оказывается бесплатно и в других случаях, предусмотренных законом, когда лицо не может оплатить юридическую помощь. В производстве по уголовным делам такие случаи связаны с требованиями ст. 49 УПК об обязательном участии при производстве дознания, предварительного следствия, в суде; обязательно по делам несовершеннолетних; немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, и некоторым другим делам.
Орган дознания, предварительного следствия и суд, в производстве которых находится дело, вправе, исходя из имущественного положения гражданина, освободить его полностью или частично от оплаты юридической помощи.
Во всех указанных случаях оплата труда адвоката или другого лица, выполняющего обязанности защитника, производится за счет государства.
В соответствии с Законом РСФСР от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий" (ВВС, 1991, N 44, ст. 1428; 1993, N 1, ст. 21; Российская газета, 15 октября 1993 г.) юридическая помощь оказывается бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. "Об оплате труда адвокатов за счет государства" в соответствии со ст. 47 УПК установлено, что Министерство финансов должно предусматривать в проектах республиканского бюджета выделение Министерству юстиции, Министерству внутренних дел, Министерству обороны, Генеральной прокуратуре и ряду других ведомств средств на оплату труда адвокатов по защите лиц, освобожденных от оплаты полностью или частично органом дознания, предварительного следствия, прокурором или судом, в производстве которых находится дело, и отнесение расходов на оплату юридической помощи на счет государства, а также при участии их в производстве дознания, предварительного следствия или в суде по назначению (САПП, 1993, N 41, ст. 3927).
Приведенные положения об участии адвоката в уголовном судопроизводстве и возможности освобождения от оплаты его труда обвиняемого соответствуют требованиям п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой установлено, что каждый имеет право при рассмотрении любого предъявленного ему обвинения "быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника".
2. Особым видом квалифицированной юридической помощи является помощь, которая оказывается в рамках уголовного судопроизводства лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, их защитниками. Причем Конституция недвусмысленно связывает помощь защитника (как процессуальной фигуры) с деятельностью адвокатов - лиц, состоящих в соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР в одной из действующих на территории Российской Федерации коллегий адвокатов. И хотя ч. 4 ст. 47 УПК предусматривается возможность допуска в качестве защитников не только адвокатов, но и представителей профессиональных союзов и других общественных организаций по делам членов этих организаций, равно как и других лиц, в случаях, предусмотренных законом, их участие в производстве по уголовному делу не может расцениваться как выполнение требований ч. 2 ст. 48.
Основываясь на таких исходных позициях, как представляется, следует подходить и к решению весьма актуального для последнего времени вопроса о возможности допуска к участию в качестве защитников на предварительном следствии лиц, оказывающих платные юридические услуги гражданам по лицензии Минюста Российской Федерации (см. об этом комментарий к ч. 1 ст. 48). Так как названные лица не являются членами коллегий адвокатов, вопрос об их участии в уголовном деле выходит за рамки положений ч. 2 ст. 48 Конституции и, следовательно, не может быть решен на их основе. Следует вместе с тем отметить, что участие юристов-лицензиатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве никоим образом не противоречило бы Конституции. В этих условиях законодателю и правоприменительной практике представляется возможность с учетом нынешней правовой ситуации (обнаружившийся недостаток численности адвокатов, необходимость преодоления монополизма "официальных" коллегий адвокатов, уровень профессионализма юристов-лицензиатов) выработать наиболее эффективную и целесообразную позицию. В решениях по конкретным уголовным делам Верховный Суд Российской Федерации, в частности, отмечал недопустимость участия членов правовых кооперативов и юридических фирм в качестве защитников на предварительном следствии (БВС РФ, 1991, N 4, с. 9-10; 1993, N 6, с. 6).
Право пользоваться помощью адвоката (защитника) возникает у лица с момента официального предъявления ему притязаний (подозрения или обвинения), связанных с фактом преступления. Лицо, задержанное в качестве подозреваемого в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью защитника с момента задержания, т.е. с момента объявления ему составленного в установленном УПК порядке протокола задержания
(ч. 1 ст. 47 УПК; ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". - СЗ РФ, 1995, N 29, ст. 2759). И хотя фактически свобода человека начинает ограничиваться раньше (при его непосредственном доставлении в дежурную часть ОВД), право на помощь защитника, как и иные процессуальные права подозреваемого, он приобретает только после
объявления ему протокола задержания.
Лицо, в отношении которого до предъявления обвинения применена мера пресечения в виде заключения под стражу (ст. 90, 96 УПК), приобретает право пользоваться помощью защитника с момента заключения его под стражу. Под этим моментом УПК (ч. 1 ст. 47) подразумевает объявление подозреваемому постановления о применении в отношении его меры пресечения.
Обвиняемому, т.е. лицу, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого (ч. 1 ст. 46 УПК), помощь защитника предоставляется с момента предъявления ему обвинения, т.е. с момента объявления ему постановления органа дознания, следователя или прокурора о привлечении в качестве обвиняемого и разъяснения сущности предъявленного обвинения (ст. 148 УПК). Предъявление обвинения должно последовать не позднее двух суток с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого.
По делам, предварительное расследование которых не проводилось (дела так называемого "частного обвинения" и дела, досудебная подготовка по которым осуществлялась в протокольной форме), защитник допускается к участию в деле с момента принятия судьей дела к своему рассмотрению.
Устанавливая момент, с которого возможен допуск защитника к участию в производстве по уголовному делу, законодатель не исключает того, что незамедлительное приглашение защитника может оказаться технически невозможным. В этой связи он предусматривает, что, если явка защитника, избранного подозреваемым или обвиняемым, невозможна в течение 24 часов с момента задержания или заключения под стражу, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор вправе предложить подозреваемому или обвиняемому пригласить другого защитника либо обеспечивают ему защитника через консультацию (ч. 2 ст. 47 УПК). В таких случаях до прибытия защитника подозреваемый или обвиняемый может отказаться от дачи показаний и от участия в иных следственных действиях, а лицо, производящее дознание, и следователь должны воздерживаться от проведения таких следственных действий. Как подчеркнул Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", при нарушении конституционного права пользоваться помощью адвоката (защитника) "все показания задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого и результаты следственных действий, проведенных с их участием, должны рассматриваться судом как доказательства, полученные с нарушением закона" (БВС РФ, 1996, N 1, с. 3).
Часто на практике право обвиняемого пользоваться помощью адвоката (защитника) ограничивается предварительным расследованием, а также стадиями производства в судах первой и кассационной инстанций.
Такое сужение этого права не вытекает ни из Конституции, ни из уголовно-процессуального законодательства. В ч. 2 ст. 48 Конституции указан лишь начальный момент, с которого возможно участие в деле адвоката, но конечные процессуальные границы такого участия не установлены. Из статьи же 46 УПК видно, что обвиняемым является как то лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, так и то, дело в отношении которого принято к производству судом (подсудимый) и в отношении которого вынесен обвинительный или оправдательный приговор (осужденный или оправданный). Таким образом, до тех пор, пока уголовно-процессуальная деятельность по конкретному уголовному делу не завершена, обвиняемый в этом деле (будь то в стадии надзорного производства или в стадии исполнения приговора) в полном объеме должен пользоваться всеми правами, включая и право на помощь защитника.
По делам, 1) в которых участвует государственный или общественный обвинитель; 2) несовершеннолетних; 3) немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; 4) лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство; 5) лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь; 6) лиц, между интересами которых имеются противоречия и если хотя бы одно из них имеет защитника, участие защитника является обязательным (ст. 49 УПК). Причем в четырех из шести перечисленных категорий дел (п. 2-5) участие защитника является обязательным уже с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Обязательность участия защитника означает, что, если подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем или другими лицами по его поручению защитник не был приглашен, орган дознания, следователь, прокурор или суд обязаны сделать это сами.
Рассматривая положения ч. 2 ст. 48 Конституции в системной связи с общепризнанными нормами международного права, и в частности и со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право каждого при рассмотрении предъявленного ему обвинения сноситься с выбранным им самим защитником и защищать себя через его посредство, следует признать, что конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) включает в себя и правомочия по самостоятельному выбору защитника.
Именно к такому выводу пришел Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотревший 27 марта 1996 г. по жалобам ряда граждан дело о проверке конституционности ст. 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне". В постановлении по данному делу Конституционный Суд признал, что распространение положений ст. 21 обжалуемого Закона об обязательности оформления специального допуска к государственной тайне на адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве, и отстранение их от участия в деле в связи с отсутствием такого допуска не соответствует ст. 48, 123 (ч. 3) Конституции. Отказ обвиняемому (подозреваемому) в приглашении выбранного им адвоката по мотивам отсутствия у последнего допуска к государственной тайне, а также предложение обвиняемому (подозреваемому) выбрать защитника из определенного круга адвокатов, имеющих такой допуск, по мнению Конституционного Суда, "неправомерно ограничивают конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника", тогда как указанные конституционные права не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах (см.: ВКС, 1996, N 2, с. 34).
Конституционное право пользоваться помощью защитника может считаться обеспеченным лишь при условии, если защитнику предоставлена возможность активно участвовать в производстве по уголовному делу. Иными словами, составной частью в содержание этого права должны включаться и те конкретные процессуальные права, которыми защитник (адвокат) наделяется в ходе уголовного судопроизводства (ст. 51 УПК). Умаление этих прав или их ограничение должно признаваться соответственно умалением или ограничением права обвиняемого пользоваться помощью защитника.