Статья 52
.Статья 52
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Комментарий к статье 52
29 ноября 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН на своем 96 пленарном заседании приняла Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (см.: Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. - Нью-Йорк, ООН, 1992, с. 242-244), назначение которой состояло в том, чтобы содействовать максимальной защите прав миллионов людей во всем мире, которым наносится ущерб в результате преступлений и злоупотреблений властью. Положения данной Декларации относятся к числу тех общепризнанных принципов, которыми надлежит руководствоваться как законодательным, так и правоприменительным органам, реализуя предписания ст. 52 Конституции и принятое на себя Россией обязательство обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты (п. "а" п. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах).
В соответствии с п. 1 раздела "А" Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью под жертвами преступлений понимаются "лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью". Лица, которым такой вред причинен в результате действия или бездействия, еще не представляющего собой нарушения национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно-правовых норм, касающихся прав человека, являются жертвами злоупотреблений властью (п. 18 раздела "B").
Сходное определение потерпевшего от преступления содержится в ст. 53 УПК, согласно которой им признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. В этом определении, однако, есть и несколько отличительных черт, которые в ряде случаев могут приводить к ограничению прав личности. Так, по смыслу ст. 53 УПК лицо, которому преступлением причинен вред, не является, а признается потерпевшим: следовательно, до вынесения органом дознания, следователем, прокурором или судьей постановления о признании лица потерпевшим оно не будет иметь такого статуса. Нельзя не заметить и то, что ст. 53 УПК дает ограниченный перечень видов вреда, причинение которого дает основания считать лицо потерпевшим, и, по буквальному смыслу, не предполагает возможности признания потерпевшим лица, которому реальный вред не был причинен, а существовала только его угроза.
С приобретением лицом статуса потерпевшего, т.е. после вынесения постановления (определения) о признании потерпевшим, это лицо наделяется комплексом прав, связанных с его участием в доказывании в стадии предварительного расследования и в судебном заседании, с ознакомлением со всеми материалами дела, с отстаиванием своих интересов путем предъявления иска, заявления ходатайств, обжалования действий и решений органов предварительного следствия и суда, принесения возражений на жалобы и протесты других участников процесса (ч. 2 ст. 53 УПК). Некоторые категории уголовных дел - о преступлениях, предусмотренных ст. 112, 130 (ч. 1), 131 УК, 117 (ч. 1) и 141 УК, - могут быть возбуждены лишь по жалобе потерпевшего, причем дела о преступлениях, предусмотренных ст. 112, 130 (ч. 1) и 131 УК, подлежат прекращению в случае примирения потерпевшего с обвиняемым. По этим делам, а также по делам, рассматриваемым судом присяжных, потерпевший вправе поддерживать в судебном заседании обвинение. В то же время по большинству дел ни уголовное, ни уголовно-процессуальное законодательство не предоставляют потерпевшему прав, позволяющих ему оказывать какое-либо фиксированное влияние на характер и содержание принимаемого по этому делу решения (он не может отказаться от выдвинутых против обвиняемого притязаний, не может требовать прекращения дела и т.п.).
Государство, обеспечивая потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного вреда, не только детально регламентирует его права, связанные с подачей в компетентные органы заявлений (жалоб) о совершенном преступлении и с участием в проводимом по этим заявлениям разбирательстве, но и устанавливает обязанности соответствующих правоприменительных органов. Им, в частности, предписывается принимать и разрешать все заявления о преступлениях (ст. 109 УПК), принимать меры к розыску принадлежащих потерпевшему предметов и материальных ценностей (ст. 167, 168 УПК), обеспечивать гражданский иск (ст. 175, 311 УПК). Да и в целом вся система уголовно-процессуальной деятельности, направленная на обеспечение раскрытия преступления и изобличение виновного, служит, в конечном счете, защите прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений.
Важное положение, касающееся защиты прав потерпевшего, было зафиксировано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 1995 г. по делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 209 УПК (ВКС, 1995, N 6, с. 18-25). Согласно этому решению в случае прекращения уголовного дела органами предварительного расследования потерпевший, реализуя свое право на доступ к правосудию, вправе обратиться с жалобой на соответствующее постановление органа дознания, следователя или прокурора в суд.
Ущерб, причиненный лицу в результате преступления, подлежит возмещению согласно общим правилам ГК об обязательствах вследствие причинения вреда. Согласно п. 1 ст. 1064 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Как следует из ст. 15 ГК, при определении суммы материальных убытков, причиненных преступлением, необходимо иметь в виду расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Причем одновременно с возмещением материального вреда потерпевшим может быть поставлен вопрос о компенсации ему виновным и морального вреда (ст. 151 ГК).
Аналогичным образом должен решаться вопрос о возмещении вреда, причиненного злоупотреблениями властью, с той лишь разницей, что это возмещение должно осуществляться не непосредственно виновным должностным лицом или служащим, а Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 ГК).
Обязанность государства обеспечить компенсацию причиненного вреда не означает, хотя и не исключает, принятия на себя государством материальной ответственности за совершаемые в стране преступления. Положение о том, что ущерб, нанесенный собственнику преступлением, возмещается государством по решению суда, ранее имелось в нашем законодательстве (ч. 3 ст. 30 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР". ВВС РСФСР, 1990, N 30, ст. 416), однако в силу его экономической и организационной необоснованности оно практически так и не применялось. Федеральным же законом от 30 ноября 1994 г. "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (СЗ РФ, 1994, N 32, ст. 3302) Закон о собственности, включая и вышеприведенное положение, был отменен с 1 января 1995 г.
Таким образом, в настоящее время есть все основания говорить только о том, что государство в рамках выполнения своих обязанностей, вытекающих из ст. 52 Конституции, создает необходимые законодательные и правоприменительные механизмы, обеспечивающие розыск виновного, арест его имущества, доказывание вины в совершении преступления и другие условия, необходимые для принятия и исполнения решения о возмещении вреда виновным лицом.
Что же касается прямой компенсации ущерба за счет государства, то, как отмечалось выше, она предусматривается лишь в случаях, когда ущерб был причинен в результате злоупотребления властью.
Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (пп. 12-14) предусматривает более широкие государственные обязательства по компенсации вреда, причиненного преступлением, в связи с чем призывает государства в тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников, принимать меры к предоставлению финансовой компенсации жертвам, которые в результате тяжких преступлений получили значительные телесные повреждения или существенно подорвали свое физическое или психическое здоровье, а также семьям лиц, которые умерли или стали физически неполноценными или недееспособными в результате преступления. Кроме того, потерпевшим должна оказываться необходимая материальная, медицинская, психологическая помощь по различным каналам. В этих целях государства должны содействовать созданию, укреплению и расширению различных национальных фондов для оказания помощи жертвам. Однако до тех пор, пока названные положения не стали составной частью российской правовой системы, они не могут иметь непосредственное регулятивное значение.