Статья 54

.

Статья 54

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Комментарий к статье 54

1. Правила, содержащиеся в комментируемой статье, возводят на конституционный уровень гуманные нормы о действии закона во времени, которые до этого содержались только в уголовном законодательстве, а с принятием в 1980 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях появились и в этой отрасли законодательства.

Для названных отраслей регламентирование действия законов во времени имеет особое значение, поскольку они касаются наиболее острых вопросов, нередко затрагивая основные права и свободы человека и гражданина, включая право на жизнь. Однако нормы, закрепленные в комментируемой статье, имеют всеобщий характер и касаются любых законов, устанавливающих юридическую ответственность за правонарушения.

В гражданском законодательстве вопросы обратной силы закона часто решаются в вводных законах к гражданским кодексам. Так было при введении в действие ГК РСФСР 1922 г. и двух последующих гражданских кодексов. Например, в силу ст. 3 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1964 г. "О порядке введения в действие Гражданского и Гражданского процессуального кодексов РСФСР" (ВВС РСФСР, 1964, N 24, ст. 416) Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. действовал с обратной силой на гражданские правоотношения, возникшие до 1 октября 1964 г., но не урегулированные действовавшим в момент их возникновения законодательством (договор хранения, договор о совместной деятельности и др.).

Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (ВФС РФ, 1994, N 16, ст. 668) также содержит ряд норм, касающихся обратной силы закона. В частности, в ст. 10 Закона содержится такое правило: "Установленные частью первой Кодекса сроки исковой давности применяются к тем искам, сроки предъявления которых, предусмотренные ранее действовавшим законодательством, не истекли до 1 января 1995 года", а в ст. 11 этого же Закона сказано: "Действие ст. 234 Кодекса (приобретательская давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса".

Комментируемые конституционные нормы являются универсальными, носят общеобязательный характер и не допускают исключений. Это важно отметить, ибо в прошлом сплошь и рядом нарушались общепринятые принципы действия законов во времени. Это приводило к тому, что те или иные деяния объявлялись тяжкими преступлениями и им еще придавалась обратная сила.

Так, например, было с постановлением Президиума ЦИК СССР от 21 ноября 1929 г. (СЗ, 1929, N 76, ст. 732) "Об объявлении вне закона должностных лиц-граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР". Этот Закон, известный как "Закон о невозвращенцах", рассматривал лиц, отказавшихся вернуться в СССР, как перебежчиков в лагерь врагов, квалифицировал их действия как измену, влекущую объявление вне закона, последствием чего были конфискация всего имущества осужденного и расстрел его через 24 часа после удостоверения личности. В ст. 6 постановления было сказано: "Настоящий закон имеет обратную силу".

В начале 60-х годов недоумение юридической общественности вызвало придание уголовному закону обратной силы по делу о валютных операциях, совершенных Рокотовым и Файбишенко. В отношении них был применен закон, по которому за валютные операции допускалась смертная казнь, и они были расстреляны, хотя в момент совершения преступления санкция закона не содержала наказания ни в виде исключительной меры наказания - смертной казни, ни даже в виде предельного срока лишения свободы, установленного законом.

Известны исключения и из правила об обязательном придании обратной силы законам, смягчающим ответственность.

Действующий УК РСФСР 1960 г. исключил из числа преступных более 60 деяний, известных прежнему уголовному законодательству. Лица, совершившие эти преступления, были освобождены от уголовной ответственности и наказания. В то же время Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 января 1961 г. "О порядке введения в действие Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР" в изъятие из общего правила смягчение наказания не было распространено на лиц, осужденных за особо опасные государственные преступления, предусмотренные разделом 1 гл.1 Особенной части УК РСФСР, а также за бандитизм, умышленное убийство и ряд других преступлений, если приговоры в отношении этих лиц вступили в силу до 1 января 1961 г., т.е. до введения в действие УК РСФСР 1961 г. (ВВС РСФСР, 1961, N 2, ст. 7).

Проблемы возникали и при реализации положений законов, устраняющих уголовную ответственность, если в самих законах о лицах, осужденных за деяния, переставшие быть преступными, ничего об этом не говорилось.

Сейчас, когда положения Конституции в силу ее ст. 15 имеют прямое действие, во всех необходимых случаях конституционная норма может применяться непосредственно. Последнее важно подчеркнуть и потому, что содержание комментируемой нормы вполне соответствует и даже превосходит требования норм международного права (ст. 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. - Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М., 1990, с. 16, 39).

В ч. 1 ст. 15 названного пакта содержится правило: "Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву не являлось уголовным преступлением... Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника".

Сопоставление содержания приведенного текста из Международного пакта и комментируемой конституционной нормы показывает, что последняя касается не одной отрасли права, а носит всеобщий характер и касается различных форм ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой.

Под законом, о котором говорится в ч. 1 комментируемой статьи, имеется в виду федеральный, федеральный конституционный законы, а также закон субъекта Российской Федерации. Применительно к уголовным и гражданским законам, в соответствии со ст. 71 Конституции, это могут быть законы, принятые только на федеральном уровне, а к законам о дисциплинарной и административной ответственности - также и на уровне законодательных органов субъектов федерации (см. комментарии к п. "о" ст. 71 и п."к" ст. 72).

Общим правилом для всех отраслей права является ответственность за совершенное правонарушение по закону, действующему в момент его совершения. Это значит, что закон принят в установленном порядке и вступил в законную силу. В соответствии с требованиями Конституции законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются (см. комментарий к ст. 15). Порядок опубликования и вступления в силу законов Российской Федерации определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (СЗ РФ, 1994, N 8, ст. 801).

Под законом, устанавливающим ответственность, понимается закон, которым вводится та или иная ответственность за правонарушение, до того не существовавшая.

Под законом, отягчающим ответственность, имеется в виду закон, устанавливающий более строгий вид ответственности, например вместо административной - уголовную, либо более строгое наказание в рамках одного и того же вида ответственности, например за нарушение трудовой дисциплины законом расширена возможность применения увольнения в качестве взыскания.

Под обратной силой закона следует понимать распространение нового закона на деяния, совершенные до его вступления в силу. Если закон обратной силы не имеет, это значит, что он не распространяется на деяния, совершенные до его вступления в силу.

Положения, содержащиеся в ч. 1 комментируемой статьи, изложены в УК и в КоАП в формулировках, отражающих специфические особенности этих отраслей законодательства. Так, в ч. 3 ст. 6 УК записано: "Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание, обратной силы не имеет", а в ч. 2 ст. 9 КоАП сказано: "Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют".

Поскольку уголовное наказание может применяться только к лицам, совершившим преступление, в качестве закона, устанавливающего наказуемость деяния, может рассматриваться закон, объявляющий то или иное противоправное деяние преступным и устанавливающий за его совершение уголовное наказание, основное либо основное и дополнительное, из числа предусмотренных в УК. Это может быть дополнением Особенной части УК путем включения в нее новой статьи или включения в уже имеющуюся статью нового состава преступления, ранее не рассматривавшегося в качестве преступления, в том числе под каким бы то ни было иным наименованием. Точно так же актом, устанавливающим ответственность за административное правонарушение, является как новый акт, предусматривающий новый административный проступок, и взыскание за него, так и действующий акт, дополняющий включенные в него проступки новыми.

Закон может рассматриваться как усиливающий наказание, если в нем увеличиваются максимальная или минимальная санкции, вводится более строгое основное наказание, вводится дополнительное наказание, преступлению дается иная квалификация, хотя и не влекущая изменение уголовных наказаний, но приводящая к иным отрицательным уголовно-правовым последствиям, например к признанию преступления тяжким, сокращению возможности условно-досрочного освобождения.

Для административных проступков актом, усиливающим ответственность, является акт, включающий в санкцию новое, более строгое взыскание или увеличивающий размер уже имеющегося взыскания либо включающий дополнительное взыскание.

Положение, содержащееся в ч. 2 комментируемой статьи, носит универсальный характер. Оно распространяется на любые правонарушения. Ни одно из них не может рассматриваться в качестве такового, если об этом нет указания в законе. И ни одно лицо не может привлекаться к какой бы то ни было ответственности, пока законом конкретно не определены признаки правонарушения, за совершение которого можно привлекаться к ответственности, и меры этой ответственности. Разумеется, что при решении вопроса об ответственности лица должны соблюдаться и другие требования, а именно: наличие вины, достижение определенного возраста и др.

Рассматриваемая конституционная норма имеет принципиальное значение. Она полностью исключает возможность применения уголовного закона по аналогии, т.е. за деяние, не указанное в законе, но сходное с тем или иным преступлением, что предусматривалось уголовным законодательством, действовавшим до принятия УК РСФСР 1960 г.

Данная норма создает барьер на пути возможных нарушений прав и свобод человека и гражданина, создает четкую правовую базу для правоохранительных органов и судов, позволяя им избегать ошибок при решении вопросов ответственности за правонарушения.

Комментируемое положение ч. 2 ст. 54 конкретизируется в отраслевом законодательстве.

В понятии "преступление", содержащемся в УК (ст. 7), имеется указание на то, что это общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом. В Особенной части УК все составы преступлений содержат диспозицию, указывающую на конкретные признаки преступления, и санкцию, в которой определяется наказание за его совершение.

Закрепленное в ст. 10 КоАП понятие административного правонарушения в качестве признаков проступка наряду с противоправностью и виновностью также приводит указание в законе на административную ответственность. Особенная часть КоАП, как и УК, имеет диспозицию с описанием признаков правонарушения и меры взыскания. Указания на характер нарушений трудовой дисциплины и меры дисциплинарного взыскания имеются в трудовом законодательстве.

Момент совершения правонарушения определяется по документу, послужившему основанием для признания лица правонарушителем (приговор, постановление о наложении административного взыскания и др.). Для некоторых категорий правонарушений, например длящихся и продолжаемых преступлений, установление момента совершения преступления представляет определенные трудности, так как не всегда легко определить момент их окончания. В случае, когда установлено, что деяние началось до, но продолжалось и после того как, оно стало рассматриваться законом в качестве правонарушения, за него может наступить ответственность, установленная этим законом.

Под устранением ответственности, о котором говорится в ч. 2 комментируемой статьи, понимается отмена или признание утратившим силу закона, который предусматривал ту или иную ответственность.

Формы смягчения ответственности разнообразны. Это может, например, выражаться в замене уголовной ответственности административной или дисциплинарной, а также, что чаще всего встречается, смягчением в рамках одной и той же отрасли законодательства, прежде всего уголовного и об административной ответственности.

В ст. 6 УК, ее ч. 2 сейчас действует в редакции Закона РСФСР от 5 декабря 1991 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (ВВС РФ, 1991, N 52, ст 1867). Новая редакция этой части ст. 6 УК гласит:

"Закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния или смягчающий наказание, имеет обратную силу, то есть распространяется с момента вступления в силу такого закона также на деяния, совершенные до его издания. С момента вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, соответствующие деяния, совершенные до его вступления в силу, считаются не содержащими состава преступления".

Устранение преступности деяния означает вместе с тем и устранение наказуемости. Непосредственное отношение к положению об устранении преступности и наказуемости имеет включение в ст. 56 УК ч. 2, которая гласит: "Осужденный подлежит освобождению от наказания за совершение деяния, преступность и наказуемость которого были после вступления в законную силу приговора суда, назначившего это наказание, устранены уголовным законом" (ВВС РФ, 1991, N 52, ст. 1867).

Под смягчением наказания понимается снижение высшего и низшего пределов наказания, исключение из санкции статьи более строгого вида наказания, включение в нее более мягкого вида наказания, исключение из санкции дополнительного наказания или включение более мягкого дополнительного взыскания, снижение низшего и высшего пределов дополнительного наказания.

Смягчением наказания является и исключение наказания за совершение преступления при отягчающих обстоятельствах, например повторно. К смягчению наказания может привести исключение преступления из числа тяжких, что влияет на режим содержания осужденного в местах лишения свободы, дает более льготные условия для условно-досрочного и досрочного освобождения и др.

К проблеме применения обратной силы закона, смягчающего наказание, имеет отношение содержание ч. 3 ст. 56 УК. В соответствии с этой нормой "подлежит смягчению назначенное осужденному наказание, превышающее верхний предел санкции вновь изданного уголовного закона, которым смягчается наказание за деяние, совершенное осужденным. Назначенное судом наказание при этом смягчается до меры, установленной верхним пределом санкции вновь изданного уголовного закона". Актом, смягчающим ответственность за административное правонарушение, является акт, исключивший из санкции более строгое взыскание или снизивший размер взыскания либо исключивший дополнительное взыскание.

Законы, смягчающие уголовную или административную ответственность, применяются на любой стадии производства по делу, включая надзорное производство.