Статья 56

.

Статья 56

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

 

В настоящее время действует Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. N 1253-1 "О чрезвычайном положении"

 

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Комментарий к статье 56

1. Часть 1 комментируемой статьи в качестве целей введения чрезвычайного положения рассматривает обеспечение безопасности граждан и защиту конституционного строя. Это корреспондирует закрепленной в ст. 2 Конституции норме о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и тому значению, которое Конституция придает защите конституционного строя.

Чрезвычайное положение - это временно вводимый особый правовой режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения призвано способствовать скорейшей нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка, устранению угрозы безопасности граждан и оказанию им необходимой помощи.

Введение чрезвычайного положения всегда связано с особой, экстраординарной ситуацией, вызванной неправомерными действиями людей или природными явлениями, чрезвычайными событиями. Имеются в виду попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов. Речь идет также о стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Введение чрезвычайного положения допустимо лишь в тех случаях, когда создавшуюся ситуацию, нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей невозможно устранить без применения специальных, ограничительных мер.

Все ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия могут производиться лишь в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и федерального конституционного закона.

Федеральный конституционный закон, который должен урегулировать вопросы введения чрезвычайного положения, еще не принят, и пока действует, в той мере, в какой соответствует Конституции, Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении" (ВВС РСФСР, 1991, N 22, ст. 773).

 

2. В соответствии со ст. 88 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Предложения Президенту о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения подготавливает Совет безопасности в соответствии с Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности" (ВВС, 1992, N 15, ст. 769). Утверждение Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения входит в ведение Совета Федерации (п. "б" ст. 102 Конституции РФ).

На основании Закона от 17 мая 1991 г. Президент Российской Федерации вводил чрезвычайное положение на отдельных территориях. Указом от 29 мая 1993 г. было введено чрезвычайное положение на территориях Моздокского, Пригородного районов и прилегающих к нему местностях Северной Осетии и Малгобекского и Назрановского районов Ингушской Республики. Президентом утверждено также Положение о временной администрации на территории указанных районов (см. САПП, 1993, N 22, ст. 2027, 2028).

В Законе от 17 мая 1991 г. содержатся требования, предъявляемые к Указу Президента о введении чрезвычайного положения. В соответствии с ними в Указе должны быть приведены: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; в) перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан; г) государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов; д) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; е) время вступления в силу Указа, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение.

Указ о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его в силу. Исключением являются случаи, когда обстоятельства требуют неотложных мер по спасению населения, в связи с чем чрезвычайное положение может быть введено немедленно и без предупреждения.

Срок действия чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации не может превышать 30 дней, а на части территории Федерации - не более 60 дней. По истечении этого срока оно отменяется или продлевается на тот же срок. Если устранены обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, оно может быть отменено ранее указанного срока.

На территории, где введено чрезвычайное положение, могут вводиться особые формы управления в соответствии с Законом от 17 мая 1991 г. Государственные органы, осуществляющие управление в условиях чрезвычайного положения, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка и законности и ликвидации угрозы безопасности граждан.

Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами государственной власти на территории, где введено чрезвычайное положение, могут быть образованы специальные временные органы. Им могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия территориальных органов государственной власти.

Для обеспечения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, безопасности, прав и свобод и законных интересов граждан используются силы и средства органов внутренних дел территории, на которой объявлено чрезвычайное положение.

В исключительных случаях при введении чрезвычайного положения в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, крупными авариями Закон от 17 мая 1991 г. допускает использование вооруженных сил.

На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие ограничительные меры: особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и их досмотр.

В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, связанным с противоправной деятельностью, дополнительно могут вводиться, в частности, следующие меры: комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток; приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки; проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, - личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств; ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций также учебной техники и радиоактивных веществ.

Названный Закон содержит также перечень дополнительных мер, применение которых допускается в случае введения чрезвычайного положения в связи со стихийными явлениями природы и катастрофами. Применение их возможно при учете того, что в соответствии с п."з" ст. 72 Конституции Российской Федерации "осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий" находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение установленных законом полномочий органов государственной власти и управления, прав общественных организаций, а также прав, свобод и обязанностей граждан, должны осуществляться в тех пределах, в которых это требуется остротой положения. Порядок и условия применения силы, специальных средств и оружия, состоящих на вооружении органов внутренних дел, регулируются законами Российской Федерации и не подлежат изменению в условиях чрезвычайного положения.

Закон Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ВВС РФ, 1992, N 42, ст. 2334) содержит ряд указаний, касающихся введения чрезвычайного положения. Так, ст. 18 Закона содержит норму, в соответствии с которой на специальные моторизованные воинские части, соединения и воинские части оперативного назначения возложено оказание содействия органам внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечении охраны общественного порядка при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах, а также в обеспечении режима чрезвычайного положения.

В ст. 27 Закона от 17 мая 1991 г. установлено, что введение чрезвычайного положения не может служить основанием для пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, для каких-либо ограничений права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии в понимании этих прав и свобод, принятом в Международном Пакте о гражданских и политических правах и не противоречащих им законах Российской Федерации. Равным образом недопустимо придание обратной силы уголовному закону, устанавливающему наказуемость деяния или усиливающему наказание.

Закон от 17 мая 1991 г. содержит также нормы об ответственности граждан за нарушение требований режима чрезвычайного положения. Ряд вопросов, имеющих значение для понимания проблем, касающихся режима чрезвычайного положения и его отличия от других экстраординарных ситуаций, разрешен в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. по делу о проверке конституционности ряда правовых актов, принятых в связи с урегулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике (ВКС, 1995, N 5, с. 3-18).

 

3. Часть 3 комментируемой статьи приводит большой перечень закрепленных в Конституции Российской Федерации прав и свобод, которые не подлежат ограничению и в условиях чрезвычайного положения. Этот перечень гораздо шире тех отдельных прав, о которых говорится в Законе от 17 мая 1991 г. Приведенный в ст. 27 этого Закона перечень не содержит, например, указания на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиты своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни без согласия лица, на право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, право на жилище, право на судебную защиту, получение квалифицированной юридической помощи и др. Поэтому перечень, приведенный в ч. 3 ст. 56, должен применяться непосредственно.

В то же время гарантии в отношении некоторых прав, упомянутых в комментируемой норме, конкретизированы применительно к условиям чрезвычайного положения.

Так, в ч. 3 комментируемой статьи указывается, что не подлежит ограничению право на жизнь и что смертная казнь может применяться лишь за особо тяжкие преступления против жизни. В ст. 36 Закона от 17 мая 1991 г. установлено, что приговоры о применении смертной казни, вынесенные за преступления, совершенные в период действия чрезвычайного положения, не приводятся в исполнение в течение всего времени чрезвычайного положения и тридцати суток после его прекращения или отмены. Это дает возможность осужденному воспользоваться установленными ст. 50 Конституции правами на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также просить о помиловании или смягчении наказания.

В Законе от 17 мая 1991 г. содержится и ряд других гарантий от необоснованного применения ограничений прав и свобод. Так, в нем указывается, что правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов запрещается. Все судопроизводство во всех судах ведется в соответствии с действовавшими на момент введения чрезвычайного положения законами Российской Федерации. Использование любых видов и форм ускоренного или чрезвычайного судопроизводства запрещается.

Точно так же прокуратура на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляет свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В ст. 33 упомянутого Закона введено правило, в соответствии с которым неправомерное применение силы сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими, превышение служебных полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, установленных этим Законом, влечет за собой ответственность согласно закону.