Статья 57

.

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Комментарий к статье 57

Комментируемая статья устанавливает важнейшую обязанность каждого - платить налоги и сборы. К числу налогоплательщиков относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица и даже некоторые филиалы юридических лиц, а также предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Весьма разветвленная система налогового законодательства включает в себя законы, указы Президента Российской Федерации, а также многочисленные подзаконные нормативные акты различных ведомств. Проект крупной кодификации налогового законодательства представлен Налоговым кодексом Российской Федерации, находящимся на рассмотрении Государственной Думы.

Определение налогов и сборов дает Закон от 27 декабря 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ВВС РФ, 1992, N 11, ст. 527): "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами" (ст. 2). Виды налогов перечислены в ст. 18 указанного Закона. Это - федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги.

К тому, что комментируемая статья называет сборами, относятся: акцизы на отдельные группы и виды товаров; таможенная пошлина; отчисления во внебюджетные фонды; платежи за пользование природными ресурсами; гербовый сбор; государственная пошлина; лесной доход; плата за воду; регистрационный сбор; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с предприятий и граждан на содержание милиции; на благоустройство территорий и другие цели.

Обязанность платить налоги и сборы возникает у плательщика только тогда, когда она возложена на него законом. Законно установленные налоги и сборы будут таковыми, если они устанавливаются органом, компетентным их вводить и устанавливать порядок их уплаты. Установление федеральных налогов и сборов отнесено к ведению Российской Федерации; установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; установление местных налогов отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации (см. комментарий к ст. 71-73).

Необходимо заметить, что разновидности налогов и сборов, а также порядок их уплаты определяются законодательными органами в форме законов и не могут быть установлены подзаконными нормативными актами. Подтверждением этого служит то, что второе предложение комментируемой статьи начинается со слов "законы, устанавливающие новые налоги...". Говоря иначе, установление налогов и сборов и порядка их взимания - прерогатива исключительно законодателя, а формой выражения его воли может быть только закон.

Правило, согласно которому законы, устанавливающие новые налоги и сборы или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, представляет собой частный случай проявления действия законов во времени (института обратной силы закона).

Конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы, выражен в комментируемой статье применительно к налогам. То обстоятельство, что налоги и сборы являются гражданской обязанностью, а не ответственностью, не может исключать для налогоплательщика ощутимой материальной потери. Именно по этой причине правило о непридании обратной силы сформулировано и по отношению к установлению новых налогов.

С этой точки зрения имеют значение не только соответствующие указания самих законов (или законов о введении в действие нормативных актов, где в основном формулируются нормы об обратной силе), но также порядок их опубликования и само правоприменение. Закон, вводящий новый налог или сбор, может применяться не ранее того дня, когда он был официально опубликован для всеобщего сведения, а взысканные с обратной силой суммы подлежат возврату как недолжно уплаченные.