Статья 58

.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Комментарий к статье 58

Разрушительная деятельность людей в природной среде совершенно обоснованно вызывает тревогу и порождает ответную реакцию государства - не допустить гибели планетарной природы как среды обитания человечества и важнейшей предпосылки его выживания. Поэтому закрепленная в комментируемой статье юридическая обязанность одновременно предстает и как нравственное требование общества, через Конституцию обращенное ко всем без исключения гражданам государства. Это новое нравственное требование есть хорошо забытое старое: насадив райский сад, Господь заповедовал Адаму возделывать и хранить его (Библия, Бытие, 2.15).

Обязанность сохранять природу относится не только к гражданину, но и к юридическим лицам и общинам. Термин "сохранять" предполагает активные действия, направленные на сбережение человеческой среды обитания. Причем эти действия представлены в качестве двух разноплановых правовых обязанностей. Обязанность сохранять природу имеет, на первый взгляд, только нравственный аспект и не снабжена нормативной санкцией, поскольку трудно принудить к сохранению природы каждого, кому это прямо не предписано. И тем не менее право здесь присутствует. Это связано с тем, что Конституция - нормативный акт прямого действия, обязательный к применению непосредственно. Это означает, что конституционная норма, сформулированная как моральная установка, не только регулирует соответствующие отношения указанных в ней субъектов, но и является одновременно нормой для правоприменителя.

Сохранять природу и окружающую среду в контексте данной статьи означает по меньшей мере не допустить ухудшения существующего состояния природы, причинения ей ущерба как в целом, так и отдельным ее объектам в результате действий или бездействия.

Понятие "окружающая среда" представляет собой понятие природы, взятое применительно к конкретному субъекту - человечеству, отдельному человеку.

Деятельность человека, так или иначе связанная с воздействием на окружающую среду или с использованием природных ресурсов, неизбежно оказывает влияние на планетарную природу. Проведение ядерных испытаний, работа атомных электростанций, строительство плотин и рытье каналов, запуск ракет и т.д., являясь на первый взгляд делом локальным, через окружающую среду данной территории оказывают отрицательное воздействие на природу планеты в целом. Появление "озоновых дыр" в атмосфере, загрязнение огромных территорий радиоактивными отходами и выбросами с АЭС, гибель части животного мира, а в итоге уничтожение человечества есть наглядное подтверждение тому, что окружающая каждого среда является частью природы и в правовом смысле их нельзя рассматривать раздельно.

Важно отметить, что правовая обязанность сохранять природу и окружающую среду корреспондирует праву каждого на благоприятную окружающую среду (соответственно - природу), а также праву государства применять санкции за нарушение природоохранного законодательства или устанавливать льготы и компенсации людям, оказавшимся в условиях неблагоприятной окружающей среды (см. комментарий к ст. 42).

Действующее законодательство об охране природы можно условно разделить на три группы.

Первая группа включает, например, Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" (ВВС РФ, 1992, N 10, ст. 457), выделяющий среди объектов охраны окружающей природной среды естественные экологические системы, государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы (ст. 4).

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" (СЗ РФ, 1995, N 12, ст. 1024) определяет особо охраняемые природные территории как части земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Ст. 2 этого Закона относит к ним: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки; государственные природные заказники, памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Федеральный закон от 25 октября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4694) включает в континентальный шельф морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя граница подводной окраины материка простирается, как правило, на расстоянии 200 морских миль (ст. 1).

Вторую группу составляют многочисленные нормативные акты, регулирующие охрану отдельных природных объектов, не привязанных к конкретным территориям. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. "О животном мире" (СЗ РФ, 1995, N 17, ст. 1462) определяет животный мир в России как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Охраной животного мира признается деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира (ст. 1).

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4471) выделяет воды как важнейший компонент окружающей природной среды, а охрану водных объектов рассматривает в качестве деятельности, направленной на сохранение и восстановление водных объектов (ст. 1). За нарушение водного законодательства установлена административная, имущественная и уголовная ответственность (ст. 130, 131).

Основы лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. (ВВС РФ, 1993, N 15, ст. 523) определяют лес как совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии (ст. 1). Обязанность охранять леса как объект природной среды определена для лесопользователей в ст. 35 Основ, а для всех остальных граждан административным, гражданским, уголовным и иным законодательством (ст. 79-83).

Закон РСФСР от 14 июля 1982 г. "Об охране атмосферного воздуха" (ВВС РСФСР, 1982, N 29, ст. 1027) выделил атмосферный воздух в качестве одного из основных жизненно важных элементов окружающей природной среды. Статьей 55 Закона установлена ответственность за следующие нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха:

- превышение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

- выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов;

- нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу;

- ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха;

- производство и эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах превышает установленные нормативы;

- внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, веществ и минералов, а также закупку в зарубежных странах технологического оборудования и других объектов, не удовлетворяющих установленным в СССР требованиям по охране атмосферного воздуха и не обеспеченных техническими средствами контроля за выбросами в атмосферу;

- нарушение правил складирования промышленных и бытовых отходов, транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха;

- невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

 

В настоящее время действует Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ

 

Кроме того, законодательство об охране природы представлено нормативными актами и отдельными нормами в комплексных законах, регулирующих деятельность граждан и организаций по использованию различных природных объектов или конкретных территорий.

Федеральный закон "О недрах", изложенный в редакции от 3 марта 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 10, ст. 823), регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях национальной безопасности и охраны окружающей природной среды (ст. 8). Нарушения стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушения, ведущие к загрязнению недр и приводящие месторождение полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации, влечет административную, уголовную или имущественную ответственность.

Федеральный закон от 10 января 1996 г. "О мелиорации земель" (СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 142) устанавливает права и обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих охрану мелиорированных земель. Статья 32 Закона предусматривает, что осуществление мелиоративных мероприятий не должно приводить к ухудшению окружающей природной среды. За нарушение законодательства в области мелиорации земель наступает административная и иная ответственность (ст. 39).

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (СЗ РФ, 1995, N 9, ст. 713) предусматривает, в частности, что технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей... должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств (п. 3, ст. 11).

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. "О соглашениях о разделе продукции" (СЗ РФ, 1996, N 1, ст. 18) предусматривает, что деятельность инвесторов должна включать меры, "направленные на предотвращение вредного влияния... работ на окружающую природную среду, а также по ликвидации последствий такого влияния" (п. 2 ст. 7).

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4556) имеет особую направленность на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и на обеспечение экологической безопасности.

Исходя из принципа потенциальной экологической опасности любой хозяйственной и иной деятельности, Закон предусматривает обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта (ст. 3). Перечень таких объектов федерального уровня установлен ст. 11 Закона. Виды и субъекты нарушения законодательства об экологической экспертизе указаны в ст. 30. Ответственность административная, уголовная, материальная и гражданско-правовая - определяется по правилам УК, КоАП, КЗоТ и ГК. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 20 октября 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4552) также направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды при использовании атомной энергии. Законом регулируются отношения, связанные с эксплуатацией ядерных объектов, транспортировкой, хранением и переработкой ядерных материалов, их захоронением (ст. 44-48). Предусмотрена ответственность за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан (ст. 53-60).

Термин "природные богатства" может быть рассмотрен в отношении каждого из объектов природы, связанного с разумной и волевой деятельностью человека. Природа сама по себе - богатство. Однако в контексте статьи имеются в виду богатства недр, флоры, фауны и других природных объектов, которые используются людьми для удовлетворения своих потребностей.