Статья 59
.Статья 59
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
См. Закон РФ от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе"
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Комментарий к статье 59
1. Защита своего Отечества не только правовое, но прежде всего нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей, территориальной целостности и суверенитета. Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства.
Оборона страны обеспечивается мерами различного характера - политическими, экономическими, военными, социальными, правовыми и иными. Для обороны с применением средств вооруженной борьбы создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением всеобщей конституционной обязанности защиты Отечества, но адресована определенным законом категориям граждан. Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы. Формой реализации этой обязанности может быть также прохождение альтернативной гражданской службы взамен военной, что установлено ч. 3 комментируемой статьи.
2. Согласно п. "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации оборона и безопасность относятся к ведению Федерации. Поэтому ч. 2 комментируемой статьи предусматривает, что гражданин несет военную службу в соответствии именно с федеральным законом. В связи с этим противоречащими Конституции Российской Федерации являются положения конституций ряда республик о наличии Вооруженных Сил республики (ст. 56, п. 6, 8 ст. 73 Конституции Чеченской Республики 1992 г.), об определении органами республики порядка образования территориальных воинских и иных формирований, дислокации на территории республики воинских формирований, регулировании действий военных формирований (ст. 70 Конституции Республики Саха (Якутия), п. 17 ст. 73 Конституции Республики Тыва), об исполнении воинской обязанности на территории республики или вне ее на основе договорных обязательств республики (ст. 58 Конституции Республики Татарстан) и др.
Основными актами, конкретизирующими конституционные положения о несении гражданами военной службы, являются законы от 31 мая 1996 г. "Об обороне" (Российская газета, 6 июня 1996 г.), от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" (ВВС, 1993, N 6, ст. 188, СЗ РФ, 1995, N 21, ст. 1923; N 48, ст. 4560), от 11 февраля 1993 г. "О воинской обязанности и военной службе" (ВВС, 1993, N 9, ст. 325, СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1597), а также Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной службы, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140 (САПП, 1993, N 51, ст. 4931) и др.
Воинская обязанность российских граждан, как установлено законом, предусматривает воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, ее прохождение, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в военное время. Исполнение этой обязанности обеспечивается в пределах их полномочий представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, а при необходимости и судебными органами.
Статья 12 Федерального закона "Об обороне" устанавливает, что комплектование Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с законодательством: 1) военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу; 2) гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу.
Комплектование Вооруженных Сил военнослужащими на добровольной основе - по контракту - при создании необходимых материально-технических и организационных условий может привести в перспективе к формированию профессиональной армии. На это ориентирует, исходя из основных направлений военной реформы, Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. "О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе" (Российская газета, 18 мая 1996 г.). Согласно Указу с весны 2000 г. должен быть отменен призыв на военную службу, и армия будет формироваться исключительно на основе добровольного приема граждан на военную службу по контракту. Однако пока основным средством остается комплектование Вооруженных Сил на основе призыва.
Военной службой является служба не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках - пограничных, внутренних, железнодорожных, гражданской обороны, Федерального агентства правительственной связи и информации, а также в органах безопасности и внешней разведки. Особенности прохождения военной службы в этих войсках и органах регулируются в законах о них, например в федеральных законах от 3 апреля 1995 г. "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", от 5 августа 1995 г. "О железнодорожных войсках Российской Федерации", от 10 января 1996 г. "О внешней разведке" (СЗ РФ, 1995, N 15, ст. 1269; N 32, ст. 3202; 1996, N 3, ст. 143). Общее значение имеет Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности" (ВВС, 1992, N 15, ст. 769).
По Закону "О воинской обязанности и военной службе" призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Основания освобождения и отсрочки от призыва исчерпывающе определены данным Законом (ст. 20, 21).
Право на получение отсрочки имеют, согласно этому Закону, в частности, учащиеся дневных отделений образовательных учреждений на период обучения (п. "б" ч. 2 ст. 21). На практике возник вопрос, распространяется ли это право на обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях? Названный Закон в ст. 21 прямо на него не отвечает. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 мая 1993 г. "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе"" (ВВС, 1993, N 24, ст. 859) установлено, что при применении п. "б" ч. 2 ст. 21 этого Закона под образовательными учреждениями по смыслу Закона понимаются только те, которые имеют государственную аккредитацию. Тем самым законодатель дал толкование принятого им закона, что входит в его компетенцию. Этим руководствуются на практике и суды, другие государственные органы, рассматривая заявления и жалобы, касающиеся отсрочки от призыва. Правом на такую отсрочку для получения профессионального образования можно воспользоваться только один раз.
В соответствии со своим полномочием, предусмотренным п. "з" ч. 1 ст. 21 Закона "О воинской обязанности и военной службе", и в целях сохранения научного потенциала Российской академии наук Президент Российской Федерации издал 25 января 1996 г. Указ "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным представителям талантливой молодежи" (СЗ РФ, 1996, N 5, ст. 460). Он распространяется на выпускников (до 500 человек ежегодно) государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, поступивших непосредственно по окончании образовательного учреждения на работу на условиях полного рабочего дня по специальности в научные учреждения РАН, на период работы в этих учреждениях.
От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 лет и старше 60 лет, а также негодные к военной службе по состоянию здоровья. Что касается женщин, то они ставятся на воинский учет после приобретения ими военно-учетной специальности и могут поступить на военную службу по контракту.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год - весной и осенью. Сроки военной службы уточнены по сравнению с первоначально установленными Законом. Согласно внесенным в него изменениям и дополнениям от 29 апреля 1995 г. срок военной службы для проходящих ее по призыву - 24 месяца; для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву - 12 месяцев.
В последние годы заметно увеличилось число молодых людей, уклоняющихся от учебных сборов и воинского учета, от военной службы, что создает серьезные проблемы с комплектованием армии. За это установлена уголовная ответственность (ст. 80, 81, 198-1 УК). Граждане и должностные лица могут быть привлечены также к административной ответственности за нарушение правил воинского учета (ст. 190-1-190-6, 191, 192 КоАП). Конечно, не только и не столько правовыми средствами, мерами юридической ответственности можно решить те сложные проблемы, которые возникли в последние годы в Вооруженных Силах, но и они необходимы.
Комплектованию армии на добровольной основе служит предусмотренное законами "Об обороне" (ст. 12), "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 19, 30-34, 60) право поступления граждан на военную службу по контракту. Первый такой контракт вправе заключать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет. Срок контракта обычно - 3, 5 или 10 лет. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны (другим министерством, ведомством, в котором законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. Отказ министерства, ведомства в заключении контракта может быть обжалован в суд.
Главным актом, определяющим правовое положение военнослужащих, является Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г.). Он устанавливает права, обязанности и ответственность военнослужащих, определяет основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территории других государств, определяется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Особенности статуса военнослужащих в военное время и в условиях чрезвычайного положения устанавливаются федеральными законами о военном положении, о мобилизации и о чрезвычайном положении.
Военнослужащим гарантируется широкий круг прав и свобод. Вместе с тем законодательными актами устанавливаются ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, что обусловлено особенностями военной службы. Так, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы. Военнослужащие вправе состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели. Не допускается создание в воинских частях религиозных объединений, но военнослужащие вправе в свободное от службы время участвовать как частные лица в богослужениях и религиозных церемониях. Запрещено участие военнослужащих в забастовках. Эти и им подобные ограничения не противоречат основаниям ограничения прав и свобод, закрепленным в ч. 3 ст. 55 Конституции.
Обязанности военнослужащих определяются существом воинского долга - защита государственного суверенитета и территориальной целостности страны, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Обязанности военнослужащих и порядок их выполнения устанавливаются законодательными актами, воинскими уставами и другими нормативными документами.
Закон "О статусе военнослужащих" гарантирует право военнослужащих на защиту их прав и законных интересов, в том числе право на судебную защиту. В соответствии со ст. 4 Закона от 27 апреля 1993 г."Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (ВВС, 1993, N 19, ст. 685) военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы. Исходя из смысла этой нормы, как было разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан" (БВС, 1994, N 3, с. 4), в военный суд могут быть обжалованы также действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих. Граждане, уволенные с военной службы, вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы во время прохождения ими военной службы, по своему усмотрению в народный или военный суд.
Суды общей юрисдикции призваны защищать права военнослужащих и в других случаях. Так, определением судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. была подтверждена правильность решения Мурманского областного суда, принятого по протесту прокурора области, о признании незаконным указания руководства "Мурманскавтотранса", нарушившего право военнослужащих на бесплатный проезд на общественном транспорте, предусмотренное ст. 20 Закона "О статусе военнослужащих" (БВС, 1995, N 8, с. 7).
Государству и самой армии в ходе военной реформы предстоит, конечно, еще многое сделать в обеспечении прав военнослужащих, их правовой защищенности. Это касается охраны жизни, здоровья и достоинства личности военнослужащих; полной реализации их льгот и преимуществ, установленных законами в связи с тяготами военной службы; более четкого определения правового статуса военнослужащих, направляемых в "горячие точки". Конкретным шагом в этом направлении является, в частности, принятие Указа Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. "О порядке направления военнослужащих срочной службы по призыву для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях", которым предусмотрено использование военнослужащих в указанных целях исключительно на добровольной основе - по контракту, а также Указов Президента Российской Федерации от 28 мая 1996 г. "О дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по призыву", от 12 июня 1996 г. "О правах и льготах военнослужащих, выполняющих (выполнявших) задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике" (Российская газета, 18 и 31 мая, 15 июня 1996 г.).
3. Условия и порядок замены военной службы на альтернативную гражданскую службу, что предусмотрено ч. 3 комментируемой статьи, должны быть определены федеральным законом. Такого закона пока нет. Его неотложное принятие вытекает не только из Конституции, но и из тех обязательств-рекомендаций, которым должна следовать Россия, вступив в Совет Европы.
Институт альтернативной службы не является новым для российского законодательства. Еще в 1919 г. декретом СНК РСФСР было признано право верующих на замену военной службы по решению суда на иную общеполезную работу. Аналогично решался вопрос и в законодательстве СССР до принятия в 1939 г. нового закона о всеобщей воинской обязанности. Но он уже не сохранил названный институт.
Замена военной службы альтернативной гражданской или службой без оружия по религиозным, политическим или этическим мотивам признается во многих странах. При этом предусматривается более продолжительный по сравнению с действительной военной службой срок, лишение многих льгот, предоставляемых военнослужащим, выполнение наиболее трудоемких и непрестижных работ, например в психиатрических лечебницах, домах престарелых, службах социальной помощи больным, инвалидам и пенсионерам, на вспомогательных должностях в пожарной охране и т.п. В п. "с" ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах специально оговаривается, что какая бы то ни было служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, не относится к принудительному или обязательному труду, принуждение к которому запрещается Пактом.
Часть 3 ст. 59 Конституции регламентирует альтернативную службу в самом общем виде, признавая право гражданина на нее в случае, если его убеждениям (например, пацифистским) или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях.
Отсутствие такого закона затрудняет осуществление данного права. Однако, являясь в силу ст. 18 Конституции непосредственно действующим, оно может быть реализовано и до принятия этого закона. Призывные комиссии обычно отказывают призывникам в замене военной службы на альтернативную. Поскольку такой отказ противоречит конституционному положению, он может быть обжалован в суд. Как показывает практика, суды, как правило, удовлетворяют такие жалобы, применяя непосредственно ч. 3 ст. 59 Конституции.