Статья 63

.

Статья 63

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

 

См. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746

Комментарий к статье 63

1. Уяснить содержание ч. 1 комментируемой статьи можно лишь с учетом соответствующих положений международного права, на которые сделана ссылка. В международном праве под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного местожительства.

В свою очередь преследование по политическим мотивам означает преследование за политические убеждения, общественную деятельность, религиозную деятельность, религиозные верования, расовую и национальную принадлежность и т.д.

Следует различать политическое убежище на территории Российской Федерации и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации (дипломатическое убежище).

Применительно ко второму случаю следует, однако, иметь в виду, что ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.

Необходимо также уяснить юридический смысл глагола "предоставляет". Всеобщая декларация прав человека провозглашает право каждого человека искать убежища от преследования в других странах (п. 1 ст. 14).

Согласно п. 1 ст. 1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.

Из этого следует, что лицо может просить Российскую Федерацию о предоставлении политического убежища. Но этому праву индивида не корреспондирует обязанность государства, к которому обращена просьба, удовлетворить ее.

Таким образом, речь идет о праве государства предоставить политическое убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем, а не о праве индивидов получать убежище.

Россия вправе в своих внутренних нормативных актах определять основания и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища, а также статус лиц, получивших такое убежище (см. Законы Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" (ВВС РФ, 1993, N 12, ст. 425, 427).

В комментируемом тексте содержится указание на то, что политическое убежище предоставляется в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Следует иметь в виду, что большинство международных документов (прежде всего декларации ООН и других международных организаций) по вопросам предоставления политического убежища носят рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для государств.

Действует также ряд региональных международных договоров. Однако их обязательность распространяется только на их участников, поэтому содержащиеся в них нормы нельзя считать общепризнанными нормами международного права.

Можно говорить о существовании обычной нормы международного права, закрепляющей право государств по своему усмотрению предоставлять политическое убежище определенным лицам и обязывающей другие государства уважать это право.

Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставление дипломатического убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской Америки. В международном праве растет число договорных, обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся, в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).

 

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет условия и порядок выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступлений, иностранному государству.

В качестве оснований выдачи указываются федеральный закон или международный договор Российской Федерации. Институт выдачи, таким образом, имеет комплексный характер, поскольку отношения, связанные с выдачей, регулируются нормами международного права, а также нормами российского уголовного и уголовно-процессуальных законов.

Действие данной части распространяется как на лиц, преследуемых за политические убеждения, так и на лиц, обвиняемых в совершении уголовного преступления. Преследование по политическим убеждениям может осуществляться в отношении лиц, которые не совершили преступления, а являются лишь носителями определенных политических взглядов, идеологии, отвергаемых или преследуемых государством, гражданином которого данное лицо является. При этом в соответствии со ст. 3 Типового договора о выдаче, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 г., Россия в лице ее компетентных органов независима в вопросах квалификации правонарушения. Согласно же указанному Договору выдача не разрешается, если правонарушение, в отношении которого поступила просьба о выдаче, рассматривается запрашиваемым государством как правонарушение политического характера, если имеются веские основания полагать, что просьба о выдаче имеет целью судебное преследование, наказание лица по признаку расы, вероисповедания, гражданства, этнической принадлежности, политических взглядов, пола или статуса или что положению такого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин.

Комментируемые положения Конституции находятся в полном соответствии с международным правом.

Международное право исключает из числа преследуемых по политическим убеждениям лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они совершили преступления против мира, военные преступления или преступления против человечества, незаконный захват воздушных судов и заложников, акты терроризма и т.д.

Под лицами, обвиняемыми в совершении преступления, следует понимать физических лиц, которые на момент запроса о выдаче находятся на территории Российской Федерации. Для решения вопроса о выдаче важное значение имеет гражданство лица, в отношении которого имеется требование о выдаче.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. страны-члены СНГ отказались от выдачи собственных граждан. Данная Конвенция предусматривает обязательства в отношении выдачи граждан третьих государств. Выдаче подлежат не всякие лица, а только лица, обвиняемые в совершении преступлений или осужденные за их совершение. Процессуальные вопросы выдачи преступников в отношениях стран-членов СНГ регулируются положениями Раздела IV Конвенции от 22 января 1993 г. (Содружество, Информационный вестник, 1993, N 1, с. 45-67).