Статья 70

.

Статья 70

1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

Комментарий к статье 70

1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации представляют собой ее официальные символы как внешние, не имеющие аналогов, отличительные атрибуты государственного суверенитета. Им присущи стабильность, юридическая определенность описания (формы) и обязательность использования в строго оговоренных законом случаях. В них в образном и лаконичном виде заключена информация об исторических корнях и ценностях, на которые ориентируется государство. Никто не вправе вводить идентичные символы.

Официальная символика Российской Федерации (флаг, герб) вносится в Государственный геральдический регистр Российской Федерации (см. Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 1996 г. "О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации" - Российская газета, 27 марта 1996 г.).

Описание и порядок официального использования государственных флага, герба и гимна России устанавливаются федеральным конституционным законом. Он пока не принят, и до его издания действуют соответствующие акты Президента Российской Федерации. Согласно Положению о Государственном флаге Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. (САПП, 1993, N 51, ст. 4928), российский флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов. Отношение ширины флага к его длине - 2: 3.

Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях высших федеральных органов государственной власти (постоянно); других органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, а также на жилых домах (в дни праздников и памятных событий); дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации - в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания. Кроме того, Государственный флаг поднимается на средствах передвижения Президента России и некоторых других должностных лиц, на судах, внесенных в Государственный судовой реестр Российской Федерации, может находиться в рабочих кабинетах Президента страны, Председателей палат Федерального Собрания, Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных судей, прокуроров, руководителей органов исполнительной власти субъектов федерации и т.д. Он может подниматься в торжественных случаях, его изображение может наноситься на поверхности воздушных судов России.

Государственный флаг Российской Федерации получает в законе особую защиту. Флаги субъектов федерации не могут повторять или использовать его в качестве геральдической основы; он должен всегда находиться с левой стороны от флага субъекта федерации или в центре - при поднятии нескольких флагов; недопустимо, чтобы иные флаги были большего размера, чем Государственный флаг страны. Обязанность контролировать соблюдение установленных требований при поднятии флага возложена на руководителей соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Контроль за осуществлением упомянутого Положения возложен на Государственную герольдию при Президенте Российской Федерации.

В целях воспитания уважительного отношения к государственным символам Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1994 г. "О дне Государственного флага Российской Федерации" (СЗ РФ, 1994, N 17, ст. 1956) установлен праздник - День Государственного флага Российской Федерации, который отмечается 22 августа.

Указом Президента Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. "О Знамени Победы" (СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1846) предусмотрено, что в дни государственных праздников Российской Федерации, дни воинской славы (победные дни) России, при проведении воинских ритуалов, а также массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, Знамя Победы (в установленных случаях - непосредственно само Знамя, а в иных его символ) используется наряду с Государственным флагом Российской Федерации.

Статус Государственного герба Российской Федерации определяется соответствующим Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 г. "О Государственном гербе Российской Федерации" (САПП, 1993, N 49, ст. 4761). Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона. Допускается воспроизведение Государственного герба в одноцветном варианте, а также в виде главной фигуры двуглавого орла.

Государственный герб Российской Федерации в обязательном порядке помещается на бланках и печатях федеральных органов государственной власти, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств России за границей. Он изображается на паспортах граждан Российской Федерации и иных документах, выдаваемых органами государственной власти Российской Федерации; помещается на гербовых печатях органов государственной власти Российской Федерации, на их официальных резиденциях, в кабинете Президента Российской Федерации и на его транспортных средствах, в залах заседаний палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, федеральных судов, в кабинете Уполномоченного по правам человека, кабинете Генерального прокурора, а также на зданиях дипломатических представительств и других учреждений России за границей; на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации может помещаться: на знаменах и флагах Вооруженных Сил Российской Федерации, Внутренних войск МВД, Пограничных войск ФСБ, на знаках различия военнослужащих, на форменной одежде дипломатического персонала МИД и т.д.; на денежных знаках, орденах и медалях Российской Федерации.

К бланкам и печатям с Государственным гербом отношение особое. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, N 2, ст. 123) установлено, что их изготовление осуществляют только полиграфические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие выданные Комитетом Российской Федерации по печати лицензии на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне, причем по заказам федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов и учреждений, определенных названными Указом Президента и Положением о Государственном гербе. Предполагается разработать порядок и условия хранения, использования и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба, а также оснастки (форм, матриц, клише и т.п.) для их изготовления. Контроль за соблюдением Положения о Государственном гербе возлагается на Государственную герольдию при Президенте Российской Федерации.

Лица, совершившие надругательство над Государственными гербом или флагом, привлекаются к уголовной ответственности (ст. 190-2 УК РСФСР).

Музыкальная редакция Государственного гимна и Положение о нем утверждены Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. (САПП, 1993, N 51, ст. 4929). В соответствии с этим Положением Государственным гимном является мелодия, созданная на основе "Патриотической песни" М. И. Глинки. Он исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами: при поднятии Государственного флага Российской Федерации; после принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации; при открытии и закрытии сессий палат Федерального Собрания; при открытии памятников и памятных знаков; при вручении государственных наград Российской Федерации; при встрече и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, посещающих Российскую Федерацию с официальным визитом; при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации транслируется государственными телерадиокомпаниями: в новогоднюю ночь после боя часов, отмечающего наступление Нового года; при телевещании перед выходом в эфир первой телепрограммы - в дни государственных праздников Российской Федерации; при радиовещании - ежедневно перед выходом в эфир первой и окончании последней радиопрограммы, а при непрерывном вещании - в 6 часов и в 24 часа московского времени.

Иные случаи исполнения Государственного гимна определяются Президентом Российской Федерации, Правительством, Министерством иностранных дел Российской Федерации, регламентируются воинскими уставами. Подобное допускается при проведении спортивных соревнований с учетом существующей практики спортивных организаций.

При публичном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.

Непосредственную ответственность за соблюдение установленных требований относительно Государственного гимна несут руководители органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, проводящих соответствующие мероприятия.

Контроль за соблюдением Положения о Государственном гимне Российской Федерации возлагается на Государственную герольдию при Президенте Российской Федерации.

 

2. Часть 2 комментируемой статьи касается одного из важнейших элементов государственности Российской Федерации - ее столицы. Закрепляется, что ею является г. Москва. Из этого следует, что никто не вправе объявить иную столицу России или придать ее статус другому городу (помимо того, что подобное должно происходить вообще в рамках демократических правовых процедур) без соответствующих изменений названных положений Конституции.

Если статус г. Москвы как города федерального значения субъекта Российской Федерации определяется Конституцией и его уставом (ч. 2 ст. 66), то как столицы - прежде всего Конституцией и федеральным законом. В настоящее время действует Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. "О статусе столицы Российской Федерации" (ВВС РФ, 1993, N 19, ст. 683).

Указанный закон определяет столицу Российской Федерации в качестве места нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств субъектов федерации, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации. Данное обстоятельство является решающим в характеристике статуса столицы, ее правового положения в связи с осуществлением г. Москвой функций столицы Российской Федерации. Предусматривается, в частности, предоставление федеральным органам государственной власти, представительствам субъектов федерации, а также дипломатическим представительствам земельных участков, зданий, строений, сооружений и помещений, жилищного фонда, жилищно-коммунальных, транспортных и иных услуг; внесение в федеральные органы предложений о возмещении потерь и затрат городского бюджета за счет субвенций федерального бюджета; обеспечение необходимых условий для проведения общегосударственных и международных мероприятий; участие в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития г. Москвы - столицы Российской Федерации, в содержании и развитии систем связи, федеральных транспортных систем на территории Москвы; согласование Устава города в части его столичных функций с федеральными органами государственной власти. В свою очередь федеральные органы государственной власти призваны, помимо организационно-правовых мероприятий, которые они должны провести в связи с принятием закона о правовом статусе столицы Российской Федерации (см. п. 2, 4, 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации"" - ВВС РФ, 1993, N 19, ст. 684), полностью компенсировать затраты г. Москвы, понесенные при осуществлении функций столицы Российской Федерации.

Закон допускает регулирование не охваченных им отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти г. Москвы, возникающих в связи с его функциями столицы Российского государства, договорами, заключенными между указанными органами.