Статья 74

.

Статья 74

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Комментарий к статье 74

1. Часть 1 комментируемой статьи гарантирует экономическое единство территории Российской Федерации, которое является элементом федеративного устройства России, дополняющим единство системы ее государственной власти.

Положения ч. 1 ст. 74 корреспондируют ч. 1 ст. 8 Конституции, гарантирующей в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Они связаны и с другими ее нормами, закрепляющими право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право частной собственности (ст. 35); финансовые основы (ст. 75, п. "а", "в" ч. 1 ст. 114); запрет издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). В своей совокупности приведенные положения создают предпосылки для развития рыночной экономики, а предписания, изложенные в ч. 1 комментируемой статьи, являются одним из важнейших условий ее нормального функционирования.

Изложенные в ней конституционные требования воспроизводятся ГК, который провозглашает свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации (ч. 3 ст. 1). Они отражаются в других правовых актах. В частности, в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ВВС РСФСР, 1991, N 16, ст. 499), запрещающем органам государственной власти принимать акты и (или) совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, и устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона России в другой (ст. 7); в Указе Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О едином экономическом пространстве РСФСР" (ВВС РСФСР, 1991, N 51, ст. 1830), в котором юридически обозначались компоненты рыночной экономики и организационно-правовые средства их обеспечения; в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. "О задачах федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению социально-экономического развития страны до конца 1995 года" (СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4807), предписывающем органам исполнительной власти субъектов федерации не допускать принятия решений, ограничивающих перемещение сельскохозяйственной продукции и продовольствия в пределах Российской Федерации (п. 4).

Такой подход достаточно типичен для федеративных государств. Так, в Конституции Австрийской Республики записано, что территория федерации едина в области валютных, хозяйственных и таможенных отношений; внутри федерации не могут устанавливаться таможенные или иные транспортные ограничения (ст. 4). Основной Закон ФРГ возлагает на федерацию обеспечение таможенного и торгового единства территории, свободы товарооборота (п. 5 ст. 73). Конституция США содержит запрет облагать налогами или пошлинами предметы, вывозимые из какого-либо штата (раздел 9 ст. 1).

Юридическое содержание требований, сформулированных в ч. 1 ст. 74, сводится к следующему. Во-первых, они распространяются на отношения, складывающиеся в пределах территории Российской Федерации.

Во-вторых, их адресатами являются субъекты, наделенные правом принимать нормативно-правовые решения. В качестве таковых, если исходить из ст. 71 (п. "ж" и "з"), 72 (п. "и" ч. 1), 73 и 132 (ч. 1) Конституции, выступают федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В-третьих, запрещается принятие норм, предусматривающих таможенные границы внутри России. При этом имеются в виду границы, подобные таможенным, в смысле ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18 июня 1993 г. (ВВС РФ, 1993, N 31, ст. 1224), с особым режимом перемещения через них товаров, включая использование таможенного тарифа (см. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе" ВВС РФ, N 23, ст. 821), с целью защиты экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, упорядочения связей российской экономики с мировым хозяйством.

В-четвертых, признается недопустимым установление также каких-либо пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, т.е. запрет на подобного рода нормотворчество носит абсолютный характер. Именно и по этим обстоятельствам Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 4 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянное жительство в названные районы (Российская газета, 17 апреля 1996 г.), квалифицировал соответствующие правовые нормы, ставящие регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства в зависимость от уплаты сборов, как препятствующие реализации ими основных прав и свобод, в том числе права свободно пользоваться и распоряжаться имуществом, свободно перемещать товары, услуги и финансы.

В-пятых, предполагается, что правовые акты, ограничивающие экономическую свободу путем необоснованного введения названных запретов, будут признаваться юридически недействительными, опротестовываться прокуратурой, отменяться в установленном порядке или аннулироваться судами. Так, Конституционный Суд Республики Карелия, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации (ст. 74) и Конституции Республики Карелия, гарантирующей свободу экономической деятельности и предпринимательства (ч. 3 ст. 6), своим постановлением от 19 апреля 1995 г. (ВКС, 1995, N 4, с. 57) признал полностью неконституционным Закон Республики Карелия "О порядке вывоза круглого леса за пределы Республики Карелия" от 26 марта 1992 г., которым вводились пошлины на вывозимый за пределы республики круглый лес в размере 400% от рыночных (договорных) цен, лицензирование деятельности по вывозу этого леса с территории Карелии и санкция за неисполнение Закона в размере 10-кратной рыночной цены фактически вывозимой древесины. Еще раньше подобное определение принято Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 1992 г., которым было отменено решение Хабаровского краевого суда и признано незаконным решение президиума Хабаровского краевого Совета от 28 апреля 1990 г. "О запрещении вывоза из края продовольственных товаров" в части установления ограничений для транспортных организаций по вывозу продовольствия за пределы края, осуществлению товарообмена вне его границ только при наличии письменного разрешения крайисполкома. Такие предписания, как констатировала коллегия, не согласуются с правами собственника, открытостью территориальных рынков и правомочиями областных органов власти и органов местного самоуправления (БВС, 1992, N 7, с. 13).

За установление подобных запретов должностные лица могут привлекаться к ответственности: административной (ст. 166 КоАП), уголовной (ст. 170, 171, 200 УК) и гражданско-правовой (ст. 1069 ГК). Причем в последнем случае ответственность по возмещению вреда, возникающего в результате издания незаконного акта, несут также соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает исключения из общего правила, допуская в отдельных случаях возможность введения ограничений в сфере экономической деятельности. При этом, во-первых, речь идет об изменении режима, а не об абсолютном запрете деятельности экономических субъектов; во-вторых, ограничения касаются перемещения товаров и услуг, но не финансов; в-третьих, особые правила устанавливаются с учетом конкретных обстоятельств и только федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Подобные ограничения не исключаются в условиях чрезвычайного положения (ч. 1 ст. 56 Конституции). Оно может вводиться в соответствии с Законом РСФСР от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении" (ВВС, 1991, N 22, ст. 773), когда происходят стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, имеется угроза насильственного изменения конституционного строя, и сопровождаться установлением мер, предусматривающих особый режим въезда и выезда, ограничение движения транспортных средств и их досмотр, ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, мобилизацию транспортных средств, переориентацию хозяйственной деятельности государственных предприятий и т. д. В ч. 3 ст. 56 Конституции записано, что не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные, в частности, ч. 1 ст. 34.

Федеральные законы предусматривают различного рода ограничения по перемещению товаров и услуг также в некоторых других случаях. К ним относятся: введение военного положения (см. ст. 20-22 Закона Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. "Об обороне" - ВВС РФ, 1992, N 42, ст. 2331); введение на отдельных территориях карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных (см. ст. 3, 9, 13, 15, 17-19 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. "О ветеринарии" - ВВС РФ, 1993, N 24, ст. 857); проведение комплексных мероприятий в целях предупреждения возникновения и распространения, а также ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей (см. ст. 24, 30 Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - ВВС РСФСР, 1991, N 20, ст. 641); пограничный режим (см. ст. 16-21 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" - ВВС РФ, 1993, N 17, ст. 594). Специальные ограничения устанавливаются на оборот служебного и гражданского оружия (см. ст. 6, 22, 28 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 г. "Об оружии" - ВВС РФ, 1993, N 24, ст. 860).

Названные случаи сужения свободы экономической деятельности согласуются с положениями Конституции о том, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ч. 3 ст. 55). Они соответствуют международно-правовым стандартам (см. ст. 4, 5 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ст. 4, 12 Международного пакта о гражданских и политических правах).