Статья 75

.

Статья 75

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Комментарий к статье 75

1. Официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль. Введение других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Эмиссия (выпуск) наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории России осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.

Банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России единственное законное средство платежа на территории Российской Федерации. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону (ст. 29, 30 Федерального закона от 26 апреля 1995 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) " (СЗ РФ, 1995, 18, ст. 1593).

Центральный банк Российской Федерации своими актами определяет порядок изготовления денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервного фонда денежных знаков, установление признаков и порядка платежеспособности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков (см. Закон о Банке России).

Конституционно закрепленная единая денежная единица на всей территории России позволяет государству использовать деньги как один из важнейших регуляторов экономических отношений, формировать их в необходимом для государственных и общественных интересов направлении.

Движение денег, обеспечивающее круговорот товаров и нетоварные платежи и расчеты, осуществляется в наличной и безналичной формах. При обращении наличных денег средством платежа являются реальные денежные знаки. Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в банковском учреждении и зачислении ее на счет другого субъекта в этом же или ином банковском учреждении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" (СЗ РФ, 1994, N 31, ст. 3276) определен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в 2 млн. рублей по одному платежу. Все расчеты между юридическими лицами, превышающие указанный размер, производятся только в безналичном порядке.

Порядок осуществления безналичных расчетов установлен Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком 9 июля 1992 г. (Экономист, 1992, N 11, с. 88-96).

Наличное денежное движение осуществляется через кассовые операции, заключающиеся в приеме, хранении и выдаче наличных денег.

Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения" (ВВС РФ, 1992, N 25, ст. 1418) установлено, что предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовой формы обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков; могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий; обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с учреждениями банка; имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней.

Денежные расчеты с населением по торговым операциям или оказанию услуг всеми предприятиями, организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями также производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин (см. Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 г. "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". - ВВС РФ, 1993, N 27, ст. 1018).

Получение от населения наличных денег без применения контрольно-кассовых машин допускается в отдельных категориях предприятий согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (САПП, 1993, N 32, ст. 3017).

 

2. Согласно ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) " Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля (СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1593).

Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, является основной функцией Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (ч. 2 ст. 75 Конституции).

В порядке денежно-кредитного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, процентных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами (см. Федеральный закон о Банке России и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г. (СЗ РФ, 1996, N 6, ст. 492).

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля. Для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег им осуществляются валютные интервенции, т.е. купля-продажа иностранной валюты на валютном рынке. На защиту и обеспечение устойчивости рубля направлены проводимые Банком России операции по купле-продаже казначейских векселей, государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки (ст. 37, 39, 41 Закона о Банке России).

В целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики Банк России после консультаций с Правительством вправе применить установление лимитов на кредитование других банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России устанавливает порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами, а также порядок вывоза и пересылки из России валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, осуществляемых резидентами и нерезидентами (ст. 2, 4 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. (ВВС РФ, 1992, N 45, ст. 2542).

По отнесенным к его компетенции вопросам Банк России издает нормативные акты, которые являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 6 Закона о Банке России).

Центральный банк России при осуществлении своих функций независим от других органов государственной власти. Это гарантируется порядком назначения и освобождения Председателя банка (п. "г" ст. 83, п. "в" ч. 1 ст. 103 Конституции). Кроме того, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в законную деятельность Банка России. В случае если подобное происходит, Банк информирует об этом Государственную Думу и Президента Российской Федерации. Он вправе также обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления (ст. 5 Закона о Банке России). Банк независим от других органов государственной власти только в части защиты и обеспечения устойчивости рубля; в иных случаях он в разной степени подконтролен Президенту Российской Федерации и Государственной Думе, находится в особых отношениях с Правительством Российской Федерации.

 

3. Третья часть комментируемой статьи непосредственно касается одного из элементов финансовой системы Российской Федерации - налогов и сборов. При этом речь идет о порядке их установления. С учетом других положений Конституции (ст. 57, п. "з" ст. 71, п. "и" ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 74) можно сделать следующие выводы:

- налоги и сборы устанавливаются только законом: федеральные налоги и сборы - федеральным законом, иные - законом субъекта Российской Федерации;

- федеральным законом определяются общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Однако, принимая во внимание, что указанный вопрос отнесен к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, данный закон должен предусматривать пространство для маневра субъекта Российской Федерации. Кроме того, в подобном случае субъект федерации, как отмечалось в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы (Российская газета, 17 апреля 1996 г.), вправе до издания федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование, включая введение собственных налогов и сборов, но лишь в пределах, допускаемых Конституцией Российской Федерации, с соблюдением основных прав и свобод граждан, а также с тем, что принятый в опережающем порядке правовой акт субъекта Российской Федерации после издания федерального закона приводится в соответствие с ним;

- при установлении общих принципов налогообложения и сборов законодатель исходит из того, что платить их - обязанность каждого; законы, вводящие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют; недопустимы сборы, препятствующие свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств. Конституционный Суд в упомянутом выше постановлении формулирует дополнительные положения о том, что налоговая система должна основываться на принципах равенства, справедливости и соразмерности, недопустимости произвольных налоговых изъятий субъектом федерации. Ориентиры по развитию законодательства в рассматриваемой области содержит Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1995 г. "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 30, ст. 2906), которым, в частности, предлагается сократить перечень налоговых льгот, уменьшить количество налогов путем их укрупнения, повысить ответственность налогоплательщиков и т.д.

В настоящее время разрабатывается Налоговый кодекс Российской Федерации. Законы и другие правовые акты о налогах, изданные до принятия Конституции (например, Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". - ВВС РФ, 1992, N 11, ст. 527), применяются в части, не противоречащей настоящей Конституции (п. 2 раздела второго Конституции).

 

4. Финансовая система в Российской Федерации включает государственные займы. Необходимость в них возникает при недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета и т.д.

Государственные займы могут выпускаться федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом данная деятельность осуществляется в порядке, определяемом федеральным законом. Некоторые элементы такого порядка содержит Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" (ВВС РФ, 1993, N 18, ст. 635), согласно которому (с учетом положений Конституции) займы выпускаются органами исполнительной власти в соответствии с решениями законодательных (представительных) органов власти; максимальный размер общей суммы займов устанавливается федеральными законами; федеральные органы государственной власти не отвечают по долговым обязательствам органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ст. 12).

Государственные займы размещаются на добровольной основе. То есть их выпуск никого не обязывает приобретать займы; запрещаются займы, которые были бы обязательны к приобретению гражданами и юридическими лицами.

Гражданский кодекс (ст. 817) рассматривает в этом случае отношения как договорные, возникающие между заемщиком (в лице Российской Федерации или ее субъектов) и заимодавцем (в лице гражданина, предприятия, учреждения, организации). Предполагается, что договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.