Статья 84

.

Статья 84

Президент Российской Федерации: а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом; б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации; в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; г) вносит законопроекты в Государственную Думу; д) подписывает и обнародует федеральные законы; е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Комментарий к статье 84

а) Выборы депутатов Государственной Думы назначаются указами Президента Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 июня 1995 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 26, ст. 2398). Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения Президентом выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после своего избрания. Однако Президент может созвать заседание Государственной Думы и ранее этого срока (ч. 2 ст. 99 Конституции). Конституцией определен срок полномочий Думы - четыре года (ч. 1 ст. 96).

Государственная Дума первого созыва избиралась и действовала на основе Указа Президента от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", которым было утверждено Положение о федеральных органах власти на переходный период и Положение о выборах депутатов Государственной Думы (САПП, 1993, N 39, ст. 3597; N 41, ст. 3907; N 42, ст. 3993; N 52, ст. 5060; 1994, N 6, ст. 437). Эти акты были введены в действие временно, до принятия на основе новой Конституции Российской Федерации законов Российской Федерации о формировании палат Федерального Собрания и в настоящее время признаны утратившими силу (см. Указ Президента от 24 декабря 1993 г. N 2288, САПП, 1993, N 52, ст. 5086).

В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. в заключительных и переходных положениях этой Конституции было установлено, что Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются на два года (п. 7 раздела второго Конституции). Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания нового (второго) созыва были назначены Указом Президента от 14 июля 1995 г. N 700 (СЗ РФ, 1995, N 29, ст. 2796).

Президент Российской Федерации назначает выборы депутатов Государственной Думы также в случае роспуска Государственной Думы в сроки и порядке, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

В случае, если Президент не назначит выборы Государственной Думы в установленный законом срок, выборы депутатов проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

б) Президент Российской Федерации распускает Государственную Думу лишь в случаях, определенных самой Конституцией. Если Государственная Дума трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства Российской Федерации, Президент распускает Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111); если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент обладает правом распустить Думу (ч. 3 ст. 117); Государственная Дума может быть распущена Президентом, если откажет в доверии Правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней Председателем Правительства (ч. 4 ст. 117). В двух последних случаях альтернативой роспуску Государственной Думы служит решение Президента об отставке Правительства Российской Федерации.

Однако Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания по основаниям, указанным в ст. 117 Конституции, т.е. в случае несогласия Президента с выраженным Думой недоверием Правительству и в случае отказа Думы в доверии Правительству. Конституция не допускает также роспуска Государственной Думы с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч. 3, 4 и 5 ст. 109).

Таким образом, право Президента распускать Государственную Думу не является абсолютным и ограничено самой Конституцией. При этом Президент может распустить только одну палату Федерального Собрания, поскольку Конституция не предусматривает роспуска Совета Федерации.

В качестве гарантии обеспечения деятельности парламента Конституция устанавливает, что Президент в случае роспуска им Государственной Думы назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ч. 2 ст. 109).

в) Референдумы могут проводиться на всей территории Российской Федерации, а также в ее субъектах, в городских, сельских поселениях, других муниципальных образованиях. Конституция Российской Федерации предполагает, что Президент Российской Федерации назначает только общефедеральные референдумы - всенародное голосование граждан Российской Федерации. Референдумы проводятся по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании.

На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции, если Конституционное Собрание примет решение о вынесении проекта Конституции на всенародное голосование (ч. 2 и 3 ст. 135 Конституции).

Общие положения и принципы проведения общефедерального референдума, вопросы референдума, порядок его назначения, подготовки, процедуры голосования и определения результатов голосования, положения об ответственности за нарушение законодательства о референдуме определяются Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 42, ст. 3921).

Данный Закон устанавливает следующий механизм назначения референдумов. Подписные листы, содержащие подписи граждан в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации, вместе с другими необходимыми документами направляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая, проверив соответствие документов требованиям Федерального конституционного закона, направляет их со своим заключением Президенту Российской Федерации, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания и инициативную группу. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту Российской Федерации, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.

До принятия решения о назначении референдума Президент в течение десяти дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соблюдении требований Конституции. Конституционный Суд в течение месяца обязан направить Президенту Российской Федерации соответствующее решение по этому вопросу. В случае положительного решения Конституционного Суда Российской Федерации Президент обязан назначить референдум Российской Федерации не позднее пятнадцати дней со дня поступления к нему такого решения. Указом о назначении референдума определяется дата его проведения. При этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа Президента Российской Федерации.

г) Право законодательной инициативы Президента Российской Федерации регулируется п. "г" ст. 84 и ст. 104 Конституции Российской Федерации. При этом в отличие от права законодательной инициативы высших судов Российской Федерации (включая Конституционный Суд) право Президента не ограничивается вопросами его ведения. Президент Российской Федерации наделен также правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации (ст. 134 Конституции).

Законопроекты, вносимые Президентом Российской Федерации в Государственную Думу в качестве срочных, подлежат внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы (ст. 46 Регламента Государственной Думы). Президентом утверждено Положение о порядке взаимодействия с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе (СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1842).

д) На Президента Российской Федерации возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации. Конституция Российской Федерации предоставляет Президенту четырнадцать дней для подписания и обнародования закона (ч. 2 ст. 107).

Президент Российской Федерации вправе отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ч. 3 ст. 107 Конституции).

Если Совет Федерации не завершил рассмотрение закона по любому из вопросов, перечисленных в ст. 106 Конституции, такой закон не подлежит подписанию главой государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 г. по делу о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции Российской Федерации (СЗ РФ, 1995, N 13, ст. 1207).

В силу Конституции Президент Российской Федерации не вправе отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" названные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации (СЗ РФ, 1994, N 8, ст. 801). Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В случае, если не соблюден предусмотренный Конституцией порядок подписания и обнародования закона, данный закон не имеет юридической силы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 мая 1992 г. по делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 22 ноября 1991 г. "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"" - ВВС РФ, 1992, N 27, ст. 1571).

Из конституционного статуса Президента как Главы государства и гаранта Конституции Российской Федерации вытекает его обязанность включать в конституционный текст содержание поправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции Российской Федерации.

Президент Российской Федерации не обладает правом отклонения принятых поправок и изменений Конституции Российской Федерации - он обязан обнародовать (промульгировать) их, как и в случаях, предусмотренных ст. 107 (ч. 3) и 108 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, возлагающими на Президента полномочие совершать определенные действия по подготовке принятых актов к опубликованию (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. - СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4868).

Указом Президента Российской Федерации включаются в ст. 65 Конституции Российской Федерации новые наименования субъектов Российской Федерации (см., например, Указы от 9 января 1996 г. N 20 и от 10 февраля 1996 г. N 173 - СЗ РФ, 1996 г., N 3, ст. 152; N 7, ст. 676).

е) Конституция Российской Федерации предусматривает полномочие Президента Российской Федерации по обращению с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Такие послания рассматриваются на совместных заседаниях палат парламента, хотя, как правило, палаты заседают раздельно (ст. 100 Конституции).

С момента принятия новой Конституции Президент обратился к парламенту с тремя посланиями: "Об укреплении Российского государства" (1994 г.), "О действенности государственной власти в России" (1995 г.) и "Россия, за которую мы в ответе" (1996 г.). Послания Президента имеют весомое значение во внутренней и внешней политике, приобретая на практике характер установочных документов.

В послании 1996 г. Президент заявил об активной экономической роли государства в проведении реформ, продолжая и развивая тезисы о государстве как значимом субъекте экономики, изложенные в предыдущих посланиях. Президент обратил внимание на то, что основным является социальная политика, существенное усиление гарантий социальных и экономических прав граждан, стремление к социальной справедливости. В послании предложены меры по укреплению институтов государственной власти, эффективному взаимодействию органов всех ветвей власти, обеспечению непрерывности демократического процесса, резкому повышению качества нормотворческой деятельности, развитию правоприменительной практики, реализации прямого действия Конституции, и в первую очередь в сфере защиты прав и свобод граждан.