Статья 85

.

Статья 85

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Комментарий к статье 85

1. Президент Российской Федерации наделен Конституцией правом использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При Президенте создана специальная комиссия, на которую возложена среди других обязанностей подготовка предложений о применении согласительных процедур (СЗ РФ, 1995, N 41, ст. 3875; 1996, N 5, ст. 461). Эти процедуры могут осуществляться в различных формах: совместного обсуждения спорных вопросов, создания согласительных комиссий, поиска консенсуса. Инициатива может исходить как от самого Президента Российской Федерации, так и от иных органов государственной власти, например от Государственной Думы (СЗ РФ, 1996, N 15, ст. 1562).

В силу Конституции Российской Федерации разногласия между органами государственной власти могут разрешаться путем передачи Президентом Российской Федерации спора на рассмотрение соответствующего суда в случае недостижения взаимоприемлемого решения на стадии использования согласительных процедур.

Ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом Российской Федерации (ч. 3 ст. 125 Конституции). При этом в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" допустимость обращения, вносимого в Суд в порядке ч. 1 ст. 85 Конституции Российской Федерации, ставится в зависимость от использования Президентом Российской Федерации согласительных процедур для разрешения разногласий в споре о компетенции.

Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1589) предусматривает рассмотрение Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации экономических споров между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 10).

 

2. Если акты органов исполнительной власти субъектов федерации противоречат Конституции России, федеральным законам (имеются в виду и федеральные конституционные законы), международным обязательствам Российской Федерации, а также нарушают права и свободы человека и гражданина, Президент России вправе приостановить действие таких актов. Это полномочие Президента Российской Федерации проистекает из его конституционного статуса гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающего осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации приостанавливают применение актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но не отменяют их. В случае спора вопрос решается судом. Данное конституционное полномочие Президента Российской Федерации распространяется на акты президентов республик (если они являются носителями исполнительной власти), правительств, администраций субъектов Российской Федерации и глав администраций. Президент Российской Федерации не вправе приостановить или отменить действие законов субъектов Российской Федерации, поскольку это было бы вмешательством в деятельность законодательной и судебной властей.

В качестве примеров использования Президентом Российской Федерации своего статуса гаранта Конституции Российской Федерации можно привести издание им Указов о приостановлении действия актов: Правительства Ленинградской области, администраций Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Мурманской и Воронежской областей (САПП, 1994, N 13, ст. 1001; N 11, ст. 867; N 14, ст. 1070; СЗ РФ, 1994, N 15, ст. 1714; 1996, N 18, ст. 2116), а также Указов Президентов Республики Ингушетия, Республики Саха (Якутия), Чувашской Республики, Республики Башкортостан (САПП, 1994, N 15, ст. 1215; СЗ РФ 1994, N 4, ст. 305; 1995, N 4, ст. 281; 1996, N 4, ст. 262).