Статья 87

.

Статья 87

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Комментарий к статье 87

1. Конституция предусматривает широкие полномочия Президента в сферах организации обороны государства, политического руководства Вооруженными Силами, управления войсками. Президент в соответствии c Конституцией формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, ведет переговоры и подписывает международные договоры о совместной обороне, по вопросам коллективной безопасности и разоружения, является Верховным Главнокомандующим, вводит военное положение.

Конкретно полномочия Президента в рассматриваемой сфере закреплены в Законах Российской Федерации "Об обороне" и "О воинской обязанности и военной службе" (СЗ РФ, 1996, N 23, ст. 2756; ВВС РФ, 1993, N 9 ст. 325; САПП, 1993, N 52, ст. 5086; СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1597). Президент определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и организациями. В полномочия Президента входит утверждение концепций и планов строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационных планов, планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, Плана гражданской обороны и Положения о территориальной обороне.

Президент Российской Федерации принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил, издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы, утверждает общевоинские уставы, положения о порядке прохождения военной службы, о Министерстве обороны и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации. Президентом осуществляются иные полномочия в области обороны, возложенные на него законом.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, законодательством и указами Президента Российской Федерации.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами. Министерство обороны подведомственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за Президентом Конституцией, и Правительству Российской Федерации (см. Указ от 10 января 1994 г. N 66 - САПП, 1994, N 3, ст. 190).

В соответствии со ст. 87 Конституции и Федеральным законом "Об обороне" Президент Указом от 25 июля 1996 г. N 1102 образовал Совет обороны Российской Федерации и утвердил Положение о нем. Совет обороны является постоянно действующим совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области военного строительства, реализации важнейших решений Совета Безопасности Российской Федерации по стратегическим вопросам оборонной политики. Председателем Совета обороны является Президент Российской Федерации, заместителем Председателя - Председатель Правительства Российской Федерации. Состав Совета обороны утверждается Президентом Российской Федерации.

 

2. Президент Российской Федерации вводит военное положение на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с объявлением состояния войны, а также в случае непосредственной угрозы агрессии.

Военное положение вводится Указом Президента с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания Российской Федерации. Указ Президента о введении военного положения нуждается в утверждении Совета Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 102 Конституции).

Президент вводит в действие нормативные акты военного времени, формирует органы государственного управления военного времени, устанавливает общие задачи и организацию территориальной обороны (см. Закон "Об обороне").

Введение военного положения связано с определенными ограничениями прав граждан и сосредоточением государственной власти в руках военного командования. Так, например, было при объявлении военного положения на территории СССР в связи с началом агрессии гитлеровской Германии против Советского Союза 22 июня 1941 г.: военным властям предоставлялось право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, средств связи, электростанций и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями, они могли регулировать время работы учреждений и предприятий, ограничивать уличное движение, производить обыски и задержание подозрительных лиц. Местным органам государственной власти предписывалось оказывать содействие военному командованию в обеспечении общественного порядка и безопасности (см. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении" - ВВС СССР, 1941, N 29).

Конституция допускает определенное ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты обороны страны и безопасности государства. Однако можно утверждать, по аналогии с нормами о режиме чрезвычайного положения, что в условиях военного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 ч. 1, 46-54 Конституции (о праве на жизнь, неприкосновенность частной жизни, о свободе совести, о праве на судебную защиту и т.д.). Именно эти права не могут быть ограничены в силу ч. 3 ст. 56 Конституции даже в условиях введения чрезвычайного положения.

В период действия на всей территории Российской Федерации военного положения не подлежит роспуску Государственная Дума (ч. 5 ст. 109 Конституции).

 

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом. В настоящее время такой закон не принят.