Статья 88

.

Статья 88

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Комментарий к статье 88

Условия и порядок введения чрезвычайного положения регулируются Законом РСФСР от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении" (ВВС, 1991, N 22, ст. 773).

Основаниями для введения чрезвычайного положения являются попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающая жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных институтов, а также стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Чрезвычайное положение вводится указами Президента Российской Федерации. В силу названного Закона такой указ должен содержать обоснование необходимости чрезвычайного положения, временные границы, точное описание территорий и изложение мер по поддержанию режима чрезвычайного положения. О введении режима чрезвычайного положения незамедлительно сообщается обеим палатам Федерального Собрания. Конституция Российской Федерации относит утверждение указа о чрезвычайном положении к ведению Совета Федерации (п. "в" ч. 1 ст. 102). Совет Федерации вправе не согласиться с принятием указа. Так, не был утвержден Указ Президента от 4 февраля 1995 г. N 93 "О введении чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики" (см. постановление Совета Федерации от 7 февраля 1995 г. - СЗ, 1995, N 8, ст. 611), впоследствии признанный Президентом утратившим силу (СЗ РФ, 1995, N 8, ст. 655).

Введение чрезвычайного положения допускается с согласия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В период действия на всей территории Российской Федерации чрезвычайного положения не может быть распущена Государственная Дума.

Указом Президента о введении чрезвычайного положения могут предусматриваться особые формы управления, а государственные органы наделяться чрезвычайными полномочиями, может допускаться временное ограничение прав и свобод граждан, за исключением перечисленных в ч. 3 ст. 56 Конституции.

Акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения, утрачивают силу одновременно с прекращением чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение неоднократно вводилось на части территории некоторых республик России, куда посылались войска с миротворческими задачами, в частности чтобы контролировать перемирие враждующих сторон. При этом создавалась временная администрация с наделением ее правами изымать у граждан оружие и боеприпасы, выдворять нарушителей общественного порядка, приостанавливать после предварительного предупреждения деятельность политических партий, общественных организаций, вводить комендантский час и т.д. Главе временной администрации непосредственно передавались в подчинение органы исполнительной власти на местах, а также органы местного самоуправления, находящиеся на территории действия режима чрезвычайного положения.

Конституция Российской Федерации предусматривает урегулирование вопросов введения чрезвычайного положения федеральным конституционным законом, который до настоящего времени не принят.