Статья 90

.

Статья 90

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Комментарий к статье 90

1. Указы Президента Российской Федерации в своем большинстве являются нормативными правовыми актами. Распоряжения Президента, как правило, - акты индивидуального характера, касающиеся конкретных отношений либо определенных лиц. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации носят властный характер и обязательны к исполнению на всей территории России. Они служат базой для нормального функционирования исполнительной власти в Российской Федерации и наряду с федеральными конституционными и федеральными законами составляют правовую базу для издания Правительством Российской Федерации постановлений и распоряжений (ч. 1 ст. 115 Конституции).

Конституция Российской Федерации не ограничивает Президента перечнем вопросов, по которым он вправе издавать акты, осуществляя правовое регулирование. С другой стороны, в Конституции отсутствуют исчерпывающие указания на отношения, по которым могут издаваться лишь законы.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России" (1995 г.) было заявлено о необходимости издания указов в целях восполнения правовых пробелов в урегулировании отношений и о наличии конституционно-правовой основы для такого рода президентских актов. Поскольку указы Президента Российской Федерации - это акты не главы исполнительной власти, а главы государства, их абсолютно подзаконный характер не очевиден и, по мнению Президента, при наличии правовых пробелов их восполнение с помощью нормативных актов главы государства до принятия соответствующих законов вполне естественно и правомерно. Указы в этих случаях являются нормой реализации конституционно установленных прерогатив Президента по определению основных направлений внутренней и внешней политики страны, а также функций Президента как гаранта Конституции. В Послании Президента "Россия, за которую мы в ответе" (1996 г.) Президент заявил о готовности продолжать нормотворчество с помощью указов, устанавливая правовое регулирование по тем вопросам, которые не определены законами.

Соответствующее разъяснение по затронутым проблемам было дано Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 31 июля 1995 г. по делу о проверке конституционности актов Президента и Правительства Российской Федерации, направленных на урегулирование вооруженного конфликта в Чеченской Республике (СЗ РФ, 1995, N 33, ст. 3424). Конституционный Суд определил, что Президент Российской Федерации действует в установленном Конституцией порядке, а в случае, когда этот порядок не детализирован, общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации. Конституционный Суд указал, что точка зрения, согласно которой полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции.

 

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, включая территорию всех субъектов Российской Федерации, названных в ст. 65 Конституции, - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Указы имеют прямое действие и не нуждаются в ратификации или одобрении в иной форме субъектами Российской Федерации.

По аналогии с решением Конституцией Российской Федерации вопросов соотношения федеральных законов и актов субъектов Российской Федерации (ст. 76) следует заключить, что, если правовые акты субъектов Российской Федерации, изданные по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, противоречат актам Президента Российской Федерации, то действуют акты Президента. Если же акты Президента противоречат актам субъектов Российской Федерации, изданным по предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации, то действуют акты субъектов федерации.

 

3. Конституционный Суд Российской Федерации является гарантом обеспечения конституционности нормативных актов Президента. Согласно ч. 6 ст. 125 Конституции, акты или их отдельные положения, включая акты Президента, в случае признания их неконституционными утрачивают силу.

Порядок вступления в силу актов Президента Российской Федерации установлен Указом Президента от 23 мая 1996 г. (СЗ РФ, 1996, N 22, ст. 2663). Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда самим актом установлен другой срок введения его в действие.

Президент принимает меры по обеспечению установлений Конституции о праве граждан на свободу информации, созданию условий открытости и общедоступности нормативных актов, включая указы, акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (САПП, 1993, N 4, ст. 301; СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4660).