Статья 79
.Статья 79
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Комментарий к статье 79
Подтверждая право Российской Федерации участвовать в международных объединениях и передавать им часть своих полномочий, комментируемая статья закрепляет положение, весьма характерное для конституционных актов европейских государств. Само по себе право на участие в международных объединениях существует у каждого государства, и его реализация в принципе не зависит от закрепления в основном законе. Вместе с тем данное положение означает предоставление Российской Федерации права вступать в международные объединения и передавать им полномочия, когда этого требуют интересы международного сотрудничества, но с соблюдением определенных условий и ограничений.
Комментируемая статья говорит о международных объединениях, что позволяет под этим понимать широкий круг международных образований, включая: международные союзы, конфедерации, межправительственные универсальные и региональные организации, неправительственные международные организации, международные комиссии и комитеты. Вне зависимости от характера международного объединения, его целей, задач и компетенции Российская Федерации может участвовать только в тех из них, которые созданы и действуют на основе международного договора, участником которого является Российская Федерация. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 7 Устава Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. членом Содружества может стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
Анализ содержания ст. 79 Конституции позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация вправе вступать как в международные объединения, юрисдикционная компетенция которых по вопросам сотрудничества ограничена принятием рекомендательных норм, так и в объединения, обладающие элементами надгосударственности; международные объединения, выполняющие координационные функции по отношению к своим членам, не нуждаются в делегировании полномочий, точнее - суверенных прав, входящих во внутреннюю компетенцию государств-членов.
Под передачей полномочий в данном случае можно понимать добровольный отказ России от части своих суверенных прав и передачу их органам международного объединения на основе соглашения между государствами-участниками международного договора о создании такого объединения.
В п. "д" ст. 15 Федерального закона "О международных договорах" от 15 июля 1995 г. говорится об участии Российской Федерации в международных союзах, международных организациях и иных международных объединениях, которым она передает часть своих полномочий, признавая юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации. Признание юридической обязательности решений не расширяет содержание полномочий по ст. 79 Конституции, а скорее уточняет их.
Конституция Российской Федерации не устанавливает порядок введения таких договоров в силу. Однако упомянутым Законом о международных договорах договоры, предусматривающие передачу части полномочий Российской Федерации международному объединению, подлежат ратификации.
Комментируемая статья содержит два важных ограничения на вступление России в международное объединение и передачу полномочий. Во-первых, передача полномочий недопустима, если это имело бы своим следствием ограничение прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, участие в международном объединении не должно каким-либо образом противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
Таким образом, данная норма не только устанавливает определенные требования к заключаемым Российской Федерацией договорам, но и выступает дополнительной гарантией прав человека и гражданина и основ конституционного устройства Российской Федерации, составляющих содержание гл. 1 и 2 Конституции.
Нельзя не упомянуть о практике заключения международных соглашений, предусматривающих передачу полномочий стран-членов СНГ. Так, протоколом о введении в действие Положения о Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств от 9 октября 1992 г. (БМД, 1994, N 4, с. 3). Главное командование уполномочено принимать нормативные акты, обязательные для участников (п. 4.1), применять нормы международного права и устанавливать факты несоответствия внутригосударственных нормативных актов нормам международного права, толковать национальное право государств-участников (п. 4.2). Таким образом, Российская Федерация передала Главному командованию, т. е. международному органу, важные юрисдикционные полномочия по вопросам обороны и использования вооруженных сил наряду с другими участниками Протокола.
Российская Федерация в качестве правопреемницы Союза ССР унаследовала членство в международных организациях, входящих в "семью" ООН, и в других межправительственных объединениях.