Статья 93

.

Статья 93

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Комментарий к статье 93

1. Впервые институт отрешения от должности Президента государства (импичмента) был установлен Конституцией США, затем он был предусмотрен конституциями многих стран мира.

В Российской Федерации вместе с учреждением поста Президента России в 1991 г. был введен и порядок отрешения его от должности в случае нарушения Конституции, законов, а также данной им присяги (ст. 121-10 Конституции РСФСР 1978 г. в редакции Закона от 24 мая 1991 г. - ВВС РСФСР, 1991, N 22, ст. 776).

Действующая Конституция Российской Федерации предусматривает возможность отрешения Президента от должности на основании выдвинутого в отношении его обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Составы таких преступлений определяются Уголовным кодексом. В отличие от отставки, которая носит добровольный характер (ч. 2 ст. 92 Конституции), отрешение Президента Российской Федерации от должности предполагает принудительное лишение главы государства его полномочий.

Конституция установила конкретную процедуру рассмотрения вопроса об отрешении Президента. В ней участвуют палаты Федерального Собрания, Верховный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации.

 

2. Выдвинуть обвинение против Президента в совершении им тяжкого преступления вправе Государственная Дума. При этом предложение об этом может исходить только от группы депутатов, составляющей не менее одной трети от общего числа членов этой палаты, и должно быть обоснованным, т.е. содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту, и его причастность к этому преступлению.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента направляется Государственной Думой для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения на заключение специальной комиссии, избираемой этой палатой, а также в Верховный Суд Российской Федерации для дачи заключения о наличии в действиях Президента признаков преступления. Предложение о выдвижении обвинения против Президента, заключения специальной комиссии палаты и Верховного Суда Российской Федерации заслушиваются на заседании Государственной Думы. При этом может быть проведено закрытое заседание. По итогам обсуждения палата проводит тайное голосование. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов этой палаты и направляется в Совет Федерации. Если предложение о выдвижении обвинения против Президента не получило поддержки Государственной Думы, ею принимается постановление об отказе в выдвижении обвинения против Президента, которое является окончательным (ст. 163-167 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания).

Запрос о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента в совершении тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд Российской Федерации Советом Федерации. Руководствуясь Конституцией (ч. 7 ст. 125), Конституционный Суд дает заключение о соблюдении или несоблюдении порядка выдвижения обвинения. В случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении установленного порядка рассмотрение обвинения против Президента прекращается (ст. 107-110 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

При вынесении Конституционным Судом заключения о том, что порядок выдвижения обвинения против Президента соблюден и соответствует требованиям Конституции, созывается заседание Совета Федерации. Постановление об отрешении Президента от должности принимается Советом Федерации тайным голосованием большинством голосов не менее двух третей от общего числа членов этой палаты. Если предлагаемое решение Совета Федерации не набрало необходимого числа голосов, рассмотрение обвинения Президента Российской Федерации прекращается, соответствующее постановление незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения (ст. 171-177 Регламента Совета Федерации).

3. В соответствии с Конституцией решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения против него обвинения. Все государственные органы, участвующие в процессе рассмотрения данного вопроса, должны укладываться в определенные сроки, чтобы не нарушить установленный конституционный срок. Так, Государственная Дума в соответствии со своим Регламентом направляет постановление о выдвижении обвинения против Президента в Совет Федерации в пятидневный срок, Совет Федерации обращается с запросом в Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия решения Государственной Думой; Конституционный Суд в свою очередь должен дать заключение не позднее десяти дней после регистрации запроса; Совет Федерации включает вопрос об отрешении Президента от должности первым в повестку дня заседания палаты, созываемого в срок, не превышающий 72 часа с момента получения заключения Конституционного Суда. Если в установленный Конституцией трехмесячный срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Конституция Российской Федерации, как и основные законы других стран, регулирует только отрешение Президента от должности. После импичмента Президент может нести ответственность, если он совершил преступление, по нормам уголовного законодательства как обычное лицо.