Статья 97

.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Комментарий к статье 97

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет круг лиц, обладающих пассивным избирательным правом на выборах в Государственную Думу, т.е. лиц, из числа которых могут избираться депутаты Государственной Думы и которые, будучи избраны, могут состоять ее членами.

Первое требование, которое Конституция предъявляет к таким лицам, - это наличие у них российского гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) избираться в Государственную Думу и быть ее членами не могут. Прекращение у депутата гражданства Российской Федерации влечет прекращение его депутатского мандата и открытие в Государственной Думе вакансии. В то же время появление или обнаружение у депутата иного гражданства или иных гражданств никаких последствий для депутатского мандата не имеет. Лицо, у которого, кроме российского гражданства, имеется иное гражданство или иные гражданства, может быть избрано в Государственную Думу и оставаться в ее составе.

Второе требование - достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депутатов Государственной Думы составляет 21 год.

Третье требование - наличие активного избирательного права. В самой Конституции оно целостным образом не сформулировано. В ч. 1 и 2 ст. 32 сказано лишь, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Согласно ч. 3 этой статьи, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Нельзя не обратить внимания на неудачное выражение "право быть избранным", ибо такого права на самом деле нет, поскольку нет обязанности у избирателей избрать определенное лицо; правильнее было бы сказать о праве избираться, т.е. баллотироваться на выборах.

Возрастной ценз для активного избирательного права Конституцией не установлен и может быть лишь выведен из ст. 60, согласно которой гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" от 6 декабря 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 33, ст. 3406), гражданин, достигший 18 лет, вправе избирать независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 21 июня 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 26 ст. 2398) установил в ч. 1 и 3 ст. 3, что гражданин, достигший на день выборов 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, причем он обладает всей полнотой избирательных прав при выборах этих депутатов, даже если проживает в период подготовки и проведения выборов за пределами территории Российской Федерации. В отношении граждан, не имеющих избирательных прав, оба закона воспроизводят положение ч. 3 ст. 32 Конституции.

Конституция не определяет, может ли выдвигаться и регистрироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы лицо, которое в начале избирательной кампании не отвечает какому-либо из указанных в комментируемой части требований, но в день голосования будет этому требованию отвечать. Думается, на этот вопрос следует ответить утвердительно в случае, если соответствие требованиям в день голосования гарантировано, ибо в комментируемой статье речь идет о требованиях не к кандидату в депутаты, а к депутату Государственной Думы. Так, применительно к возрасту ч. 2 ст. 3 Закона о выборах депутатов Государственной Думы установила, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года на день выборов.

 

2. Комментируемая часть запрещает одновременное нахождение лица в составе обеих палат Федерального Собрания. Это естественно вытекает из смысла двухпалатной структуры парламента, предполагающего в качестве общего правила раздельную работу палат и определенное уравновешивание полномочий одной палаты полномочиями другой (см. комментарии к ст. 102, 103, 105 (3 - 5), 106, 107 (3), 108 (2) ).

Отсюда следует, что в случае, когда член одной палаты избран или вошел в состав другой, его полномочия в первой палате прекращаются, если он не отказался от мандата в другой палате.

Например, согласно ч. 1 ст. 64 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, кандидат, избранный депутатом Государственной Думы, обязан в трехдневный срок в письменной форме сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы. В противном случае, в соответствии с ч. 3 данной статьи, избирательная комиссия не зарегистрирует его в качестве депутата Государственной Думы, а если он был избран по федеральному избирательному округу, то, в соответствии с ч. 2, передаст его мандат кандидату того же федерального списка, следующему в порядке очередности за избранными кандидатами.

Если первое предложение ч. 2 комментируемой статьи относится к членам обеих палат Федерального Собрания, то второе предложение касается только депутатов Государственной Думы. Вопрос, однако, решается аналогичным образом. Если депутат Государственной Думы избран в представительный орган субъекта Российской Федерации или в орган местного самоуправления и в течение месяца письменно не отказался от этого нового мандата, то, в соответствии с п. "а" ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 2, ст. 74) его полномочия прекращаются досрочно. Равным образом здесь применяется изложенное выше положение ч. 1 ст. 64 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.

 

3. Только к депутатам Государственной Думы относится конституционное требование работать на постоянной профессиональной основе, содержащееся в первом предложении комментируемой части. Законодательная деятельность, предполагающая основательное изучение социальных проблем, скрупулезную работу над формулировками текстов законов, участие в обсуждении их во фракциях или депутатских группах, в комитетах и на пленарных заседаниях Государственной Думы, контрольная деятельность парламента, обсуждение проблем текущей политики, которые тоже требуют подготовки, контакты с избирателями, с государственными органами и учреждениями, с общественностью - все это неизбежно поглощает рабочее время депутата и практически почти не оставляет ему возможности для каких-либо иных занятий (разумеется, если депутат относится к своим обязанностям добросовестно).

В связи с этим вызывает известное недоумение тот факт, что Конституция не предъявляет аналогичного требования членам Совета Федерации, компетенция которого почти столь же значительна, что и компетенция Государственной Думы, и работа в котором, следовательно, также не может не требовать больших временных затрат.

Второе предложение ч. 3 запрещает депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Такой запрет обусловлен прежде всего объемом работы, который, как показано выше, следует из депутатского мандата.

Но дело не только в этом. При осуществлении своего мандата депутат должен быть свободен от влияния государственных органов и учреждений, должностных лиц, прежде всего исполнительной власти. Недопустимость службы депутата в органах или аппарате исполнительной и судебной власти вытекает из сформулированного в ст. 10 Конституции принципа разделения властей. Кроме того, государственная служба по определению предполагает, что государственные служащие действуют в составе иерархически организованных структур и состоят в отношениях руководства и подчинения (это относится и к службе в аппарате самого парламента).

Следовательно, находясь на государственной службе, депутат неизбежно попадает в подчинение к вышестоящим должностным лицам, которые тем самым получают определенную возможность влиять на деятельность депутата по осуществлению им своего мандата.

Другая оплачиваемая деятельность возбраняется депутатам по тем же причинам. Речь может идти при этом о работе в государственных учреждениях, в аппарате общественных объединений, в публичных и частных хозяйственных формированиях разного рода, причем не только в качестве наемного работника, но и в качестве собственника, партнера и т.п. Очевидно, что оплачиваемая деятельность охватывает и индивидуальную трудовую (хозяйственную, коммерческую) деятельность. Получение депутатом дохода от какой-либо подобной структуры может привести к тому, что он начнет отстаивать в Государственной Думе частные интересы такой структуры, даже если это наносит ущерб интересам общенациональным, государственным.

Оплата деятельности депутата может при этом выразиться не только в форме заработной платы, жалованья, гонорара и т.п., но и в таких доходах, как специально увеличенный процент на банковский вклад, специально повышенный размер дивиденда на акции и т.п. Все это недопустимо.

Если депутат занимает должность в указанных учреждениях или иных структурах, то в соответствии с вышеупомянутой ч. 1 ст. 64 Закона о выборах депутатов Государственной Думы на него распространяется обязанность в трехдневный срок после избрания (практически после установления результатов выборов) сообщить в избирательную комиссию о сложении с себя несовместимых с мандатом обязанностей. Очевидно, что в ряде случаев сложение обязанностей означает и отказ, хотя бы временный, от соответствующих прав, в том числе отказ от права лично управлять своим капиталом; управление должно быть передано другому лицу (поверенному, банку и т.п.).

Из изложенных выше правил Конституция делает исключение: депутату разрешается преподавательская, научная и иная творческая деятельность. Это не значит, что депутат может занимать административные должности в соответствующих учреждениях и общественных объединениях: ректором или проректором университета, оплачиваемым председателем союза композиторов и т.п. он быть не вправе. Но заведовать кафедрой, сектором, отделом НИИ, руководить факультетом он может, если оплата такого руководства представляет собой лишь процентную надбавку к оплате основной творческой деятельности. Вправе он и получать гонорар за свою творческую деятельность, однако размер этого гонорара не должен превышать обычного.

В отношении членов Совета Федерации аналогичных ограничений почему-то не установлено. Обычно, правда, конституции и уставы, законы субъектов Российской Федерации предусматривают подобные ограничения для их должностных лиц - глав законодательных и исполнительных органов государственной власти, которые состоят членами Совета Федерации по должности. Например, согласно ч. 1 и 2 ст. 78 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутии) от 25 апреля 1992 г. (Якутские ведомости, 1992, N 7), Президент и вице-президент Республики получают за свою службу вознаграждение и не могут получать какое-либо другое вознаграждение от организаций, учреждений и частных лиц, их должности несовместимы со статусом народных депутатов. Но если такие ограничения субъектами Российской Федерации не установлены, то соответствующие члены Совета Федерации от них свободны.