Статья 99

.

Статья 99

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Комментарий к статье 99

1. Характеристика Федерального Собрания как постоянно действующего органа означает, что на протяжении всего созыва оно вправе в любое время само принимать решения в сфере своей компетенции. Не существует для этого никаких особых периодов сессий (в прежнем их понимании), вне пределов которых Федеральное Собрание было бы неправомочно и вместо него могли бы действовать какие-либо иные государственные органы. Парламентские каникулы, равно как и перерывы в заседаниях палат Федерального Собрания, не означают перехода его полномочий к какому бы то ни было иному государственному органу, даже если бы он был образован самим Федеральным Собранием.

В ч. 1 и 2 ст. 38 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственной Думы от 25 марта 1994 г. N 80-I ГД (ВФС, 1994, N 3, ст. 160), установлено, что Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю - с 12 января по 20 июля; осеннюю - с 1 октября по 25 декабря. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Думы, заседания ее комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.

Получается, что в остальное время (в общей сложности на три месяца) деятельность Государственной Думы замирает и она сама в целом и ее структуры и депутаты не могут функционировать. Такое самоограничение не соответствует смыслу ч. 1 комментируемой статьи. Из нее вытекает, напротив, что палаты, в том числе Государственная Дума, в любое время могут прервать каникулы, чтобы возобновить рассмотрение вопросов своей компетенции или рассмотреть новые такие вопросы.

Правда, ст. 14 и 40 Регламента предусматривают возможность созыва Советом Государственной Думы внеочередного заседания палаты, если это предлагают Президент Российской Федерации или Правительство либо требует депутатское объединение, поддержанное не менее чем 1/5 голосов от общего числа депутатов. Остается, однако, открытым вопрос о том, возможно ли такое внеочередное заседание в период между сессиями. Из общего контекста гл. 6 Регламента Думы ответ напрашивается отрицательный, однако из смысла ч. 1 комментируемой статьи следует только положительный ответ.

Совет Федерации ни в своем Регламенте, ни при опубликовании стенографических отчетов о своих заседаниях термином "сессия" не пользовался и не пользуется. Так, согласно ч. 1 ст. 50 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996 г. N 42-СФ (СЗ РФ, 1996, N 7, ст. 655), заседания Совета проводятся в период с 1 октября по 31 июля. Формулировка, возможно, слишком категорична, однако ст. 53 Регламента, предусматривающая возможность проведения внеочередных заседаний Совета, вполне может быть истолкована и так, что внеочередные заседания допустимы и в период с 1 августа по 30 сентября, что соответствовало бы смыслу ч. 1 комментируемой статьи.

 

2. Конституция подчеркивает самостоятельность Государственной Думы тем, что предписывает ей собираться на первое заседание по собственному праву на 30-й день после избрания. Государственная Дума, таким образом, в принципе не нуждается в том, чтобы кто-либо ее созывал. Практика Государственной Думы первых двух созывов показала, что днем ее избрания считается день всеобщего голосования на выборах: Государственная Дума первого созыва, избранная 12 декабря 1993 г., собралась на первое заседание 11 января 1994 г., а Государственная Дума второго созыва, избранная 17 декабря 1995 г., первое свое заседание провела 16 января 1996 г.

Вопрос об определении места и часа юридически не урегулирован. Местом ее собрания, естественно, является зал заседаний в ее собственном здании. Относительно же часа еще с советских времен сложилась традиция, в соответствии с которой утренние заседания коллегиального законодательного органа начинаются в 10 часов.

В то же время Конституция предоставляет главе государства Президенту Российской Федерации право созвать Государственную Думу ранее указанного срока. Это право логически вытекает из возложенной на него функции обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (см. комментарий к ст. 80 (2) ). Практически такой созыв может иметь место, конечно, не ранее, чем избирательные комиссии огласят свои решения о признании избранными определенных баллотировавшихся кандидатов.

Конституция не установила минимального числа депутатов, необходимого для признания Государственной Думы правомочной. Поскольку для принятия ряда ее решений требуются голоса не менее двух третей общего числа депутатов, т.е. 300, это число, видимо, и следовало бы считать таким минимумом. Однако ч. 2 ст. 41 Регламента Государственной Думы признает правомочным такое ее заседание, на котором присутствует большинство общего числа депутатов, т.е. 226.

Применительно к Совету Федерации Конституция не содержит нормы, относящейся к созыву его первого заседания. Первое заседание Совета Федерации, в соответствии с ч. 8 раздела второго Конституции, состоялось также на 30-й день после его избрания. Первое заседание Совета Федерации, сформированного на основании Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 50, ст. 4869), было назначено на 23 января 1996 г. Указом Президента Российской Федерации от 5 января 1996 г. N 8 "О созыве Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, N 2, ст. 69). В этом Указе законодательным и исполнительным органам субъектов Российской Федерации предлагалось до 10 января 1996 г. представить Президенту сведения о членах Совета Федерации, а список их подлежал опубликованию в "Российской газете", что и было сделано в день открытия первого заседания Совета Федерации.

 

3. Опираясь на мировую и отечественную практику, комментируемая часть предусмотрела такой порядок открытия первого заседания Государственной Думы, который не создает преимуществ какой-либо из представленных в ней политических сил и никого из них не ущемляет. Регламент Государственной Думы в ч. 2 ст. 30 установил, что первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя Думы или его заместителя на заседаниях Думы поочередно председательствуют представители всех избирательных объединений (имеются в виду те избирательные объединения, списки кандидатов которых, баллотировавшиеся по федеральному избирательному округу, получили представительство в Думе). Соответственно, на первом заседании Государственной Думы второго созыва 16 января 1996 г. в президиуме заняли места старейшие депутаты из четырех избирательных объединений, получивших в Думе представительство.

В отношении Совета Федерации комментируемая статья соответствующего регулирования не содержит. Согласно ч. 8 раздела второго Конституции первое заседание Совета Федерации первого созыва открывалось Президентом Российской Федерации. В упомянутом выше Указе Президента Российской Федерации "О созыве Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривалось, что первое заседание Совета Федерации открывается Президентом, а затем вплоть до избрания Председателя Совета Федерации ведется старейшим членом Совета. Вопрос о сроке, на который избирается Председатель Совета, остался открытым. Если не будет никакого иного решения, таким сроком, очевидно, станет срок полномочий соответствующего члена Совета Федерации, в данном случае главы администрации Орловской области Е. С. Строева. Решить надо будет и вопрос о том, продлевается ли автоматически срок его полномочий как Председателя Совета Федерации в случае его переизбрания на должность главы администрации области или выборы Председателя должны проводиться заново.

 

4. Выше уже обращалось внимание на то, что в период между днем выборов (точнее - днем оглашения их результатов) и днем первого заседания новоизбранной Государственной Думы действуют полномочия депутатов обоих созывов (см. комментарий к ст. 98 (1) ). В этот период еще правомочна Государственная Дума прежнего созыва, которая может собираться и принимать решения. Относительно масштабности и серьезности таких решений никаких юридических ограничений не существует, однако политическая этика должна подсказать, что лучше бы Государственной Думе прежнего созыва решений в такой период вообще не принимать, а если обойтись без них нельзя, то решения эти по своему значению должны быть минимальными, продиктованными лишь срочной необходимостью. Впрочем, более целесообразно в таких ситуациях было бы использование Президентом Российской Федерации своего полномочия, указанного в ч. 2 комментируемой статьи.